"Путин должен был челом пасть на памятник Ельцину"
Взгляд из прошлого в настоящее: как бы Ельцин оценил своего преемника сегодня? Разбирался с экспертами Sobesednik.ru
Взгляд из прошлого в настоящее: как бы Ельцин оценил своего преемника сегодня? Разбирался с экспертами Sobesednik.ru.
В конце года в Екатеринбурге открылся музей первого президента России — Президентский центр Бориса Ельцина. На церемонии присутствовали президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев, а также десятки публичных людей. Здание потрясает своими размерами, инсталляции в музее точно передают дух эпохи 90-х, напоминают о взглядах первого президента. А как смотрел Ельцин на события, случившиеся после его отставки? Доволен ли он был работой своих политических наследников?
Существует мнение, что Борис Ельцин не одобрял многих преобразований последних лет. Верна ли такая точка зрения, или это миф, выдуманный оппонентами сегодняшней власти? Мы вспомнили высказывания первого президента, сделанные им после отставки, и поговорили с людьми из политического истеблишмента 90-х.
Президент Михалков
Первый президент России часто говорил о преемниках. В своем интервью «Московским новостям» Ельцин вспоминал, как рассматривал различные кандидатуры на эту роль. Например, одно время такой фигурой являлся Борис Немцов, однако выбор в его пользу сделан не быля: «Изучая Немцова, я понял, что он не готов быть президентом страны», — вспоминает Ельцин. Позже рассматривался на эту роль Сергей Степашин, но тоже не подошел. Касался Ельцин в интервью и причин отказа новому кандидату: «Я не хочу сейчас их перечислять. Речь не о том, что у него были какие-то отрицательные качества, он талантливый и интеллигентный человек. Просто его качеств было недостаточно для того, чтобы работать премьером, а потом стать президентом». Отметим, Борис Ельцин, которому приписывают демократические взгляды и любовь к свободе, здесь четко говорит о том, что вопрос о преемнике решал сам, признает он и саму процедуру назначения преемника. Проявилась ли в этом решении уже тогда тенденция к более жесткой системе управления страной? Являлась ли процедура назначения преемника антидемократической?
Владимир Семаго, депутат Госдумы от фракции КПРФ в 1993–1999 годах, вспоминает минувшие события. Тогда он часто критиковал Ельцина, но теперь изменил свое отношение к первому президенту РФ. Сейчас политик не считает назначение преемника недемократическим процессом: принятое решение тогда объединяло страну, а критика властей начала появляться, скорее, к 2008 году:
— Ничего в самой процедуре выбора преемника особенно недемократического не было. Ельцину нравился Путин — человек деятельный, активный, целеустремленный, умный. Я был лично знаком с будущим президентом тогда, мы общались. Борис Николаевич был последователен и преемника выбрал логично. Знаете, кого ему советовали на эту роль? Никиту Михалкова. Младшая дочь Ельцина, она приводила пример Рональда Рейгана в Америке. И потом, Ельцин же просто предложил выбрать того, на кого показал, это был один из вариантов. Он же не поставил граждан перед фактом — вот, например, свою дочь назначаю президентом, и мне все равно, плевать мне на мнение людей.
[:image:]
Поймите, Ельцин умел выдерживать баланс между оппозицией и властью. Я даже после просил прощения у него за то, что критиковал, когда был молодой, хотелось что-то противопоставить власти. До 2008 года какой-то антагонистической реакции на нынешнего президента ни у кого не было. Более того, вот в эту «Единую Россию» многие пошли лишь потому, что ее ассоциировали с новым, современным президентом страны, который борется с олигархами, желает стране улучшения политического и экономического здоровья, — говорит Владимир Семаго.
Георгий Сатаров, президент Фонда прикладных политических исследований «ИНДЕМ», помощник Бориса Ельцина в 1994–1997 годах, полагает, что процедура «назначения» преемника приемлема, но для стран с устоявшейся демократической системой:
— Сама процедура назначения приемника есть и в демократических странах, но там она не может сильно повлиять на результат выборов, так как есть работающая демократическая система. Ельцин и раньше выдвигал различные кандидатуры на эту роль.
Ельцин был доволен выбором
Выбор в 1999 году пал на Владимира Путина, который обладал главным для президента качеством, по мнению Ельцина — оно было приведено в интервью: «Он не максималист, это главное отличие». Некоторое время спустя первый президент явно одобряет курс своего преемника, полагает, что он не подведет: «Я выбрал твердого, надежного человека, который совестливый». Многие политики, до сих пор осуждающие Ельцина, видят это решение единственно правильным. Алексей Подберезкин, депутат Государственной Думы второго созыва (1995–1999), заместитель руководителя избирательного штаба лидера КПРФ Геннадия Зюганова во время президентских выборов 1996 года, — один из них:
— По поводу преемника все очень просто. Ельцин всегда принимал кадровые решения сам, однако готовили решение по преемнику наверняка несколько человек. Это был единственный верный его кадровый шаг, потому что все остальное — это были фантазии. Путин и Медведев, которые обязаны ему лично — может быть, они и должны были съездить на открытие [центра], пасть челом на памятник Ельцину.
Путин смог как-то удержать страну от окончательного развала — это главная заслуга Ельцина. Я прекрасно помню тот период, когда Ельцин уходил из Кремля: страна еле стояла на одной ножке. Были и у Ельцина правильные решения, были и симпатичные черты, наверное. Но все это несоизмеримо с тем несчастьем, которое он принес народу, — говорит Алексей Подберезкин.
[:image:]
Менял ли первый президент свое мнение о преемнике?
Изменил ли Ельцин свою оценку позже? Сам он формулировал отношение к ситуации так: «Дал себе зарок не комментировать то, что делает действующий президент. То, что мне нравится или не нравится, я ему высказываю один на один». Видя изменения, происходящие в стране, первый президент мог и поменять точку зрения. В прессе появилось цитата: «Я терпел любую критику, а сейчас даже справедливое замечание трудно произнести вслух», — однако сообщил ее прессе, не сам автор, а оппозиционер Борис Немцов.
В 2004 году Ельцин напомнил действующему президенту о необходимости соблюдать конституцию. Речь шла о мерах, предложенных руководством страны в качестве ответа на террористическую атаку на Беслан. Тогда власти планировали внести изменения в систему выборов в парламент — места в Думе должны были распределяться только по партийным спискам; кроме того, губернаторов должны были избирать законодательные собрания регионов по представлению президента. Ельцин отметил, выступая в прессе, что при принятии подобных мер страна пойдет террористам на уступки.
Георгий Сатаров полагает, что критика Ельциным антитеррористических мер тогда являлась и критикой именно Путина. По мнению эксперта, знавшего Ельцина лично, первый президент не хотел бы видеть такого преемника:
— Думаю, такого преемника он не хотел бы. При принятии пакета путинских антитеррористических мер он (Ельцин) был еще более недоволен.
[:image:]
Что говорили и писали о возможном разочаровании Ельцина в фигуре наследника родственники первого президента? Они находились к Ельцину ближе, и информации у них больше.
Младшая дочь Ельцина Татьяна Юмашева в своем блоге посвятила отдельный пост вопросу об отношении первого президента РФ ко второму. В частности, она отвергает версию о молчании отца из-за боязни за судьбу своей семьи:
«Существует версия, что папа остерегался публично выступать, потому что считал, что В. В. Путин может как-то жестко отреагировать, отомстить, что это может повредить ему, маме, близким. Это, конечно, ерунда. Папа не то что в таких терминах не мыслил, он бы посчитал такие глупости оскорбительными для него и для нового президента».
Общая оценка Татьяны Юмашевой сводится к стремлению Ельцина не мешать своему преемнику, не вмешиваться после отставки в политический процесс: «Он считал это вредным для страны, вредным для власти, вредным для нового президента. Это расшатывает президентскую власть. Бывший президент не имеет права комментировать шаги нового президента. Это была его твердая позиция».
В заключение Татьяна Юмашева прямо говорит, что Ельцин своей оценки выбора преемника не менял: «Он до конца считал верным свое решение выдвинуть в 99-м году именно В. В. Путина. Он был рад той поддержке, которую получил новый президент».
[:image:]
Однако отказ от публичной критики не означает, что первый президент был всем доволен. Как вспоминает Георгий Сатаров, во время встречи с сотрудниками своей администрации Ельцин всё же раскритиковал Путина.
Полную версию воспоминаний о Ельцине и мнение Георгия Сатарова о соотношении политического наследия Бориса Ельцина и Владимира Путина читайте в его колонке на сайте Sobesednik.ru.