Чем выше рейтинг Путина, тем больше боишься за страну

Если рост популярности Путина — это сплочение в ответ на внешние трудности, получается, трудностей всё больше?

Фото: Что значит для России всё возрастающая поддержка Владимира Путина? // Анатолий Колюшенко / Russian Look

Увеличение уровня поддержки Путина до 89,9% — тенденция пугающая, как ни крути, говорит обозреватель Sobesednik.ru.

Уровень одобрения деятельности российского президента, по последним данным, вновь побил рекорд — и составил 89,9%.

Только все привыкли к пресловутым 86%, как тут новый мем. Да еще цифра такая некруглая, неровная... Говорят, в такие легче поверить — меньше подозрения, что они взяты с потолка. А может, социологи просто хотят растягивать удовольствие? Рейтинг ведь должен постоянно расти, но теперь, видимо, будет делать это понемногу — не на целые, а на десятые доли процента. А не то скоро совсем не останется манёвра до 100%...

Итоги соцопросов в России давно подвергают сомнению. Часть оппозиции говорит, что нужные результаты просто-напросто выдумывают. Другая часть противников власти уверяет, что люди в стране запуганы и отвечают социологам не то, что думают на самом деле, а то, что от них, как им кажется, хотят услышать. Дескать, хотя опрос и анонимный, но всё равно закрадывается сомнение: наверняка ведь знают, кто я и где я, и лучше на всякий случай на словах быть «за».

Есть и третье объяснение — от сторонников власти: народ просто сплотился вокруг Путина и искренне одобряет его мудрое руководство. Особенно в годину испытаний — когда страну обложили санкциями и когда на неё со всех сторон возводят международный поклёп, невзирая на её самоотверженную борьбу с исламистами в Сирии.

Только в итоге выходит, что, как ни крути, увеличение путинского уровня поддержки — тенденция пугающая. Потому что если верить оппозиции, то получается: люди чувствуют, что атмосфера сгущается всё больше. Страх становится ещё сильнее, и даже те, кто вчера еще отваживался оппонировать, критиковать, выступать с альтернативным мнением, теперь сломаются, заткнутся и сольются с фоном.

И тут уже неважно, есть ли у них в действительности причины бояться или это им что-то в воздухе навеяло. Важно, во-первых, что недостаток конкуренции в политике и отсутствие обсуждения в общественных делах никогда не идёт на пользу качеству принимаемых решений. А во-вторых, если есть, с одной стороны, условные радикалы с программами из серии «отнять и поделить», «когда наши танки въедут в Москву», «бей чужих, спасай Россию», а с другой — условные умеренные с мало-мальски выполнимыми альтернативными планами действий, — угадайте, кто более пуганый? Кто скорее свернёт борьбу за умы сограждан, коль скоро сограждане так сплотились, и уйдёт во внутреннюю эмиграцию, а кто продолжит баламутить народ?

Ну а если верить, что рост популярности Владимира Путина — это результат сплочения россиян в ответ на внешние трудности, то становится совсем не до шуток. Если люди сплачиваются и сплачиваются всё сильнее — это, получается, давление всё возрастает? Затягивать пояса приходится всё туже и туже?

Как будто бы нет. Вот только что официальным лицам, похоже, снова разрешили употреблять слово «кризис» — но, конечно, только в том ключе, что он уже закончился. Вот и Владимир Путин 13 октября заявил, сославшись на специалистов, что Россия уже «прошла пик кризиса». (Хотя вообще это можно понять и так, что дальше будем падать ещё глубже.)

Но «два года», которые Путин в декабре 2014-го называл максимальным сроком до «отскока в плюс в экономике России», уже наполовину прошли, а главная тема в СМИ (и Sobesednik.ru не исключение) — это грядущие бюджетные сокращения: кого обкорнают и на сколько. Бюджетников — на 34 миллиарда, а вот Госдуму — напротив, профинансируют на 3 миллиарда дополнительно. Почему? Потому что переизберут раньше срока, осенью. Зачем переизберут? Чтобы новый бюджет принимала уже новая Дума. По крайней мере, это так и осталось самым содержательным объяснением переноса выборов.

Признаков грядущего улучшения что-то не видно. Зато налицо желание решить все политические вопросы «в кредит», когда народная поддержка сейчас, а непопулярные решения — потом. И это мы ещё, к примеру, про увеличение пенсионного возраста не вспомнили.

Вот и выходит, что, как ни посмотри, стремление граждан плотнее сбиться в стаю вокруг столпа государственности ничего хорошего стране не сулит. Хочется уже и впрямь верить, что это всё выдумки нерадивых социологов. Иначе совсем мрачно.

Другие материалы по теме читайте на странице Путин.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика