Будет ли Путин устраивать разнос за "стройку века"

Путин испугался бы ехать на космодром Восточный, если бы его открытие откладывалось, узнал Sobesednik.ru у специалиста

Фото: "Стройка века" в Амурской области // Елена Мильчановска / Sobesednik.ru

Путин испугался бы ехать на космодром Восточный, если бы его открытие откладывалось, узнал Sobesednik.ru у специалиста.

14 октября президент России Владимир Путин планирует посетить строящийся космодром Восточный в Амурской области. Цель визита хранят в секрете. Предполагается, что национальный лидер, который держит ситуацию со строительством Восточного под личным контролем, осмотрит космодром и проведёт совещание. Что будет со «стройкой века» дальше, находится в области предположений. Ранее Sobesednik.ru выяснил, что происходит на космодроме, первый пуск с которого запланирован на 25 декабря.

[:rsame:]

Ранее СМИ писали, что Владимир Путин едет на космодром, чтобы отодвинуть сроки первого запуска ракеты «Союз». «По-хорошему, запуск надо перенести на следующий год — на три — четыре месяца», — заявил источник, знакомый с ситуацией. По некоторым данным, на космодроме только недавно дали электричество и воду, а отопление ещё не включили. Монтажно-испытательный комплекс, со слов анонимных участников строительства, не готов даже к проведению испытаний, не то что к запуску: сама ракета, по слухам, озвученным в СМИ, не помещается в монтажно-испытательный комплекс...

О ситуации на стройке в Амурской области и об инспекционном визите Владимира Путина Sobesednik.ru расспросил руководителя Института космической политики Ивана Моисеева:

— Зачем Путин туда едет?

— Ну как? «Восточный» — это важнейшая стройка современной России, пожалуй.

— Но эта стройка обросла такими скандалами, что все забыли, зачем нам вообще нужен этот космодром.

— Да, скандалы были естественны. Проектная документация там была сделана крайне отвратительно, что повлекло за собой и скандалы, и перерасход средств. Но вряд ли Путин будет разбираться во всех этих делах. Точнее, конечно, он даст распоряжение принять меры... Но это чисто политический визит, нельзя это не отметить.

— И что он хочет показать этим визитом?

— Что «мы пахали». Это обычное мероприятие. Он ездит в разные области, города, сёла — съездит и на космодром. Ничего особенного здесь нет.

[:image:]

— СМИ писали, что окончание стройки могут перенести.

— Это вряд ли. Если бы это назревало, он бы не поехал. В декабре состоится первый пуск, на реализацию этого пуска все нацелены. Это будет точкой. После этого космодром станет космодромом. Пока это строительная площадка. Несмотря на всякие сообщения и утечки, он идёт к сроку. По моим данным, принципиальных препятствий для этого не возникло. Конечно, Путину было бы хорошо поехать именно на этот пуск. Но первый пуск с космодрома — это вещь такая, что [есть] вероятность неудачи...

— Опасно для репутации Путина.

— Да. Тогда может возникнуть визит-эффект. Это известное в технике дело. Прибор работает, всё работает отлично. А когда показывают начальству, техника перестаёт работать в 90% случаев.

— И если бы со сроками строительства не успевали, Путин бы не поехал бы туда светиться?

— Нет, конечно, послал бы [вице-премьера Дмитрия] Рогозина наводить порядок. Но большой начальник там мало что сможет. Он же не может дать прямое распоряжение, а может только дать общее распоряжение — привести в порядок. А конкретные решения по исправлению ситуации принимают люди, которые специально этим занимаются.

— Согласно вашим источникам, что сейчас творится на космодроме? Нам по телевизору могут сказать, что там всё в порядке, а на самом деле...

[:same:]

— Так [чтобы всё было в порядке] никогда не бывает. Вы должны знать наши стройки. Ну, аврал идёт, как всегда! Не такой чтоб прямо сумасшедший... Там что получилось — первоначальная документация была сделана плохо. С подрядчиками не разобрались. Командует всем этим военная организация «Спецстрой». Роскосмос на неё имеет влияние очень относительное. Все эти недостатки микшировали, пытались сгладить, а под конец, как раз к моменту окончания, они все вылезли. Отсюда и этот эффект, что там много скандалов.

— Эти ошибки были решены?

— Они всегда решаются. Если бы такие ошибки не решались, у нас бы ничего не строилось. Потому что всё так делается... Но, конечно, рассчитывали, что к космодрому будет большее внимание на всех этапах, а не только на последнем.

— А ведь авралы чреваты ЧП. Не дай бог чего.

[:rsame:]

— Да, естественно. Любой аврал — это неприятно, но практически неизбежно. Я не знаю других больших строек, чтобы было иначе. А финансовые злоупотребления там возникли из-за того, что не было времени, не было возможности выбрать субподрядчиков. Если сроки сжимаются, то рабочим нужно платить повышенные зарплаты за то, что они работают сверхурочно. Эти деньги не были предусмотрены. Одно за другое цепляется и вылезает наружу. Но я считаю, что пуск всё-таки состоится. Надеюсь, что удачный. Это будет таким серьёзным движением в космос, если громко говорить.

— Хотя в этой сфере у нас проблем куча.

— Совершенно верно, там системный кризис. Можно сказать, что те проблемы с космодромом, которые выплыли наружу, — это одна из граней этого системного кризиса. Системный кризис означает, что за что ни возьмёшься, всё не так и всё косо. Возьмёшься за технологии, возьмёшься за кадры, за управление — от государственного до управления предприятием... и везде проблемы. Когда это всё вместе собирается, получается системный кризис.

— На этом фоне поездка Путина на космодром похожа на пиар.

— Я бы не сказал, что это какой-то особенный пиар. Было бы странно, если бы он не посетил такое строительство. Это не пиар, а рядовая поездка президента, это рутина.

Другие материалы по теме смотрите в рубрике Космос.

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика