Сергей Шаргунов: Усложняем деление мира на жесткие лагеря

Sobesednik.ru поговорил с писателем Сергеем Шаргуновым о его недавно запущенной на ТВ программе «Процесс»

Фото: Сергей Шаргунов // ТК «Звезда»

Sobesednik.ru поговорил с писателем Сергеем Шаргуновым о его недавно запущенной на ТВ программе «Процесс».

Ряды забронзовевших ток-шоу разбавила программа «Процесс» («Звезда»). Ее ведущие – тележурналист Николай Петров и писатель Сергей Шаргунов – выступают оппонентами, что уже ново. Ведь по-серьезному у нас на ТВ давно не спорят. Пользуясь случаем, мы тоже попытались поспорить с Шаргуновым – о его ток-шоу.

С детства мечтал о ТВ

– Вы как-то сделали образное признание: «Меня разрывают быки литературы, политики и журналистики». Победил последний?

– Это признание мне приписано. На самом деле я считаю, что одно дополняет другое. Литература для меня – главное дело, но сочность красок в произведении часто зависит от разнообразия жизненных впечатлений, одно из которых – энергия телеэфира. Мне по-человечески дико интересно попробовать себя в роли ведущего именно ток-шоу. Я ведь человек достаточно закрытый, тихий. Я как бы превращаюсь в собственного героя и вижу, что испытывает человек в новых условиях... С детства мечтал попасть на ТВ. Хотя учился на телевизионщика, поработать ведущим до сих пор как-то не случалось.

– По-моему, литература глубже и честнее телевидения.

– Не думаю, что нужно пренебрежительно относиться к телевидению. Журналистика в данном случае – продолжение литературы.

– Скорее продолжение политики. Именно политикой сейчас многие журналисты и занимаются.

– Так было всегда. Я согласился на эту передачу, чтобы дать возможность людям услышать разные суждения. Для этого и существует сайт «Свободная пресса» (Шаргунов – его главный редактор. – Авт.), где мы печатаем всех без исключения.

[:wsame:]

– Сайт – да. Но мы говорим о канале «Звезда». Вы же видите, что любое иное мнение на госканалах закрикивается, заклевывается...

– Я как раз сторонник того, чтобы не было никаких стоп-листов. Суть нашей программы и состоит в полемике. Я, например, настойчиво советовал пригласить (и ко мне прислушались) либерального публициста Сергея Митрофанова, историка Давида Фельдмана. Они полноценно и подробно выступили. И никто ни на кого не набрасывался. Взаимное клевание происходит между мною и Николаем.

– Периодически он встает на вашу сторону. Вы даже сами заметили: «Оппонент слился».

– Такое было. Надеюсь, в следующих программах спор будет более полноценным.

– В качестве гостя вы побывали, кажется, на всех ток-шоу. Каких ошибок коллег хочется избежать?

– Главная проблема ток-шоу – замыленность физиономий. Одни и те же депутаты, сенаторы, политики кочуют с канала на канал. Это изобличает не столько систему каких-то страшных запретов, сколько скудость фантазии продюсеров, их нежелание читать статьи, блоги и соответственно расширять список участников. Есть большое количество ярких, талантливых, новых людей разных воззрений, которые могли бы принимать участие в передаче. Я не продюсер, не режиссер программы «Процесс» – я «актер». Не могу полностью влиять, но стараюсь. Надеюсь, в ближайшее время у нас появится много интересных людей – от ветерана 90-х Ильи Константинова до известного российского журналиста Олега Кашина.

Интеллектуально небесполезно

– Схематично ваша программа напоминает «Исторический процесс» Сванидзе с Кургиняном...

– И само название «Процесс» напоминает еще одну программу – Соловьева с Гордоном. Просто это название – «Процесс» – принадлежит Алексею Пиманову, который возглавляет телеканал «Звезда». Вообще, жанр боксерского поединка не нов.

[:wsame:]

В этот раз история интересна тем, что тут не просто полемика двух публицистов – это еще и журналистское ведение с обращением к телесюжетам, с умением в какой-то момент встать над схваткой, с присутствием команд. Мне кажется, что, несмотря на медийные аллюзии, которые могут возникать, все-таки это внове.

– В первой программе вы по итогам зрительского голосования победили. Воспринимаете как комплимент?

– Да, конечно. Побеждать приятно.

– Но ведь когда – а это было в большинстве программ – побеждал Кургинян, то брал популизмом, криками.

– Это ваша оценка. Я думаю, он побеждал потому, что отстаивал популярные темы.

Прекрасно понимаю, что передачу должны смотреть, а для этого необходимы острота, напор. Поэтому сам себе придаю определенную динамику.

– Как?

– Стараюсь говорить быстро, формулировать резче и четче. В жизни я более спокойный, рассудительный... Но главное, над чем я должен работать, – моя собственная позиция.

– Звучит двусмысленно.

– Я говорю об усилении своей аргументации. Давить на меня невозможно. Моя позиция в этой программе, как всегда, особенная и неизменная – я патриот, выступающий за гражданские права и свободы. Допускаю, что в каких-то ситуациях буду отстаивать менее популярную точку зрения и проигрывать оппоненту. Ничего страшного. Мне бы хотелось, чтобы наше с Николаем ток-шоу было зрелищным, но, главное, интеллектуально небесполезным. Чтобы факты и аргументы, которые мы приводим, усложняли мировосприятие зрителя, привыкшего делить мир на жесткие лагеря.

Другие материалы о жизни российской пропаганды смотрите в рубрике Анатомия лжи.

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика