Митинг Навального против "рокировочки": зачем это нужно?

Оппозиционер Алексей Навальный объявил о шествии и митинге 20 сентября. Мероприятие приурочено к четвёртой годовщине так называемой «рокировочки», произошедшей 24 сентября 2011 года, когда Владимир Путин заявил о своём участии в президентских выборах

Фото: Алексей Навальный // Russian Look

Протестное движение в РФ возродит не митинг Навального, а подлость и глупость власти, сказал политолог Дмитрий Травин.

3 сентября оппозиционер Алексей Навальный, как писал Sobesednik.ru, объявил о шествии и митинге 20 сентября. Мероприятие приурочено к четвёртой годовщине так называемой «рокировочки», произошедшей 24 сентября 2011 года, когда Владимир Путин заявил о своём участии в президентских выборах.

О причинах, последствиях и значении оппозиционного митинга Sobesednik.ru спросил у политолога, профессора факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрия Травина.

— Годовщина «рокировочки» кажется вам достойным поводом выйти на митинг?

— Протестных акций не было давно, и, возможно, Навальный решил, что пора что-то провести. Повод здесь не столь важен. Скорее всего, много народу на такого рода митинг не выйдет, потому что в России, какой бы повод ни был, нет новых значимых событий, которые бы серьёзно повлияли на общественные настроения. Последним таким событием была, наверное, трагическая гибель Немцова.

[:wsame:]

— Может быть, событиями, которые повлияли на общественное настроение, стали региональные выборы, до которых оппозицию не допустили?

— На выборы в регионы ходит довольно мало людей, у нас не очень принято обращать внимание на эти выборы. Я не думаю, что как повод для протестной акции недопущение демократов было бы более значимым, чем какое-то событие федерального масштаба. Наверное, Навальный решил, что эта «рокировочка» означала, по сути дела, увековечивание режима Путина, что Путин будет править нами, как царь, пожизненно. В этом смысле «рокировка» более значима, чем частные события в регионах.

— Что этот митинг может дать?

— Ни один митинг сейчас ничего принципиально изменить не может. Это не Майдан, который привёл на Украине к смене власти. Я бы этому особого внимания не уделял. Но надо попытаться влезть в шкуру политика: если человек занимается политикой как оппозиционер, а Навальный именно такой, то он не может время от времени не проводить какие-то акции и не может не создавать информационных поводов, для того чтобы это обсуждалось. Иначе про него как про политика забудут. Его действия можно понять, хотя не думаю, что они будут эффективны.

[:image:]

— Тогда неважно, сколько человек придёт — главное, что это событие было объявлено Навальным?

— Для Навального очень важно, сколько придёт. Если придёт мало, то это будет для него проблемой. Но если он не будет делать вообще ничего и не будет собирать вообще никого, то это будет ещё большей проблемой.

— Власть позволит провести шествие и митинг?

— Предсказывать трудно: действия власти не всегда логичны. Мне кажется, власть может позволить это провести, но предложит неудобное место, чтобы численность митингующих была минимальной. Устроит ли это Навального, не знаю.

— Кстати, тут выяснилось, что 20 сентября улицы Москвы будут перекрыты из-за Московского марафона. На старт выйдут тысячи бегунов со всего мира. Это совпадение?

— Это сильно всё осложнит. Сходу мне сказать трудно, потому что я не знаю, что раньше произошло — Навальный распространил информацию о своём желании провести митинг или было решено о проведении марафона. Надо сличать даты. [О Московском марафоне СМИ сообщали ещё в июле — ред.]

[:wsame:]

— Ну даже если дата будет перенесена, это ведь не изменит погоду.

— Да, конечно.

— А сам по себе митинг может активизировать протестное движение?

— Протестное движение может быть активизировано либо экономическими подлостями, которые действительно усугубляются, либо какими-то глупостями со стороны властей. Но для протеста важно, чтобы не просто медленно усугублялось экономическое положение или власти делали мелкие глупости, важно, чтобы у этого был какой-то эмоциональный аспект. Как вот зимой 2011–2012 годов люди возмутились фальсификациями на выборах. Вот будет ли такой эмоциональный аспект и сможет ли он взвинтить протест, предсказать невозможно: это вещи совершенно неожиданные.

— А если представить, что этот митинг разгонят, это станет таким вот эмоциональным толчком?

[:wsame:]

— Само по себе это вряд ли станет чем-то существенным. Даже если арестуют Навального. Я жду, что у власти могут быть проблемы через год, когда пройдут очередные парламентские выборы и они пройдут с явными нарушениями закона. Раньше чем через год трудно чего-то ожидать, если, конечно, у нас нефть не упадёт до 10 долларов за баррель и не рухнет вся система социального обеспечения государства.

— Так есть вообще смысл участвовать в этом митинге?

— Это личный выбор каждого. В качестве рекомендации сказать нельзя. Любой митинг — это палка о двух концах. Если власть не хочет демократизации, то она падает в результате митинговых или революционных действий. Без этого режим не изменится. Но если власть упадёт в результате массового движения народа, новый режим может стать хуже предыдущего. Такое в истории часто бывало. Поэтому здесь очень трудно сказать, что мы должны делать для того, чтобы сделать страну более демократичной и экономически развитой.

Другие материалы о лидере оппозиционного движения в РФ читайте на странице Навальный.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика