Глава "Комитета против пыток": Решение невеселое, выбора нет

Правозащитная организация «Комитет против пыток» прекращает свою деятельность. Об этом заявил ее глава Игорь Каляпин

Фото:

Правозащитная организация «Комитет против пыток» прекращает свою деятельность. Об этом заявил ее глава Игорь Каляпин.

— На этой неделе мы выполняем окончательные формальности с Минюстом, а на следующей нас уже не будет, — уточнил он на пресс-конференции, которую посетил корреспондент Sobesednik.ru. — Формально, возможно, наша ликвидация состоится позже, но работать мы перестаем.

Причина ликвидации «Комитета против пыток» — закон об «иностранных агентах», к коим были причислены и правозащитники.

— Нас обязывают представляться иностранными агентами, заявлять об этом везде и всюду, — рассказал Каляпин. — Между тем, как бы ни хвалили этот закон в Конституционном суде, термин «функции иностранного агента» означает выполнение поручений некоего заказчика. На языке закона он называется «принципал», и только у него может быть агент. За 15 лет нашей работы мы ни разу не выполняли ни чьих просьб. И требование представляться агентом для нас неприемлемо, так как это неправда. Нам важно, чтобы люди понимали: то, что мы говорим, например по поводу необходимых реформ, — это наша позиция и мы действуем в интересах граждан. Нас же обязывают всегда начинать речь со слов о своих иноагентских делах. Согласитесь, что с таким предисловием наша позиция будет звучать несколько странно. Если, конечно, [председатель Конституционного суда Валерий] Зорькин не будет везде со мной ходить и разъяснить людям, что «иностранный агент» — это на самом деле хорошо.

[:wsame:]

Только за последние две недели Комитет получил два предупреждения о том, что ими нарушен вышеозначенный закон. Это означает два крупных штрафа — от 300 до 500 тыс. рублей в перспективе.

— Выбора у нас нет, — констатировал Каляпин. — Решение было принято простое, хоть и невеселое.

Впрочем, у Комитета есть и хорошая новость: оренбургская организация «Комитет по предотвращению пыток», созданная в 2014 году, избрала Игоря Каляпина своим председателем, и в нее вступило большинство сотрудников закрывающегося «Комитета против пыток». Так что работа все равно будет продолжаться. Правда, в особых условиях.

— Поскольку через некоторое время этому комитету тоже могут попытаться навесить ярлык иноагента, жить мы будем только на взносы и пожертвования российских граждан, — поделился Каляпин. — Чтобы все это работало, чтобы не было остановлено, мы с нашей командой создали шесть НКО, которые будут заниматься каждая своим направлением — сбором доказательств, юридическим сопровождением, медицинскими исследованиями. И делать это максимально непублично, так как любое выступление Минюст и прокуратура расценивают как политическую деятельность. К такому выводу мы пришли, проанализировав причины, по которым российские НКО были причислены к иноагентам.

[:wsame:]

По признанию Каляпина, без финансирования организации будет крайне тяжело.

— К примеру, не столь давно мы занимались делом о пытках в Чечне: начальник полиции током пытал свидетеля, — рассказал правозащитник. — Этого человека мы привозили в Москву, здесь проводили медицинское исследование и доказали, что преступление имело место. При всей экономии это обошлось в 100 тысяч рублей.

Рассчитывать на помощь бизнеса, по мнению Каляпина, сильно не стоит: при сегодняшней политике предприниматели очень опасаются открыто выступать спонсорами правозащитных организаций. Вся надежда на обычных людей.

За время своего существования «Комитет против пыток» отправил за решетку 107 преступников в полицейской форме. Еще 13 их «коллег» в данный момент находятся под судом. Также правозащитники добились в судах отмены 700 незаконных решений прокуратуры и Следственного комитета. На момент ликвидации в «Комитете против пыток» было в работе более 200 уголовных дел.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика