Ах, Одесса… Кто виноват в трагедии 2 мая в Доме профсоюзов?
Год прошел с бойни в одесском Доме профсоюзов. Мы вспомнили главные версии произошедшего и поговорили с близкими жертв

Год прошел с бойни в одесском Доме профсоюзов. Мы вспомнили главные версии произошедшего и поговорили с близкими жертв.
[:same:]
Напомним: в те дни в Одессе полыхал Антимайдан против установленной в Киеве новой власти. 2 мая вместе с футбольными болельщиками в город хлынули активисты Майдана из Киева и Львова. Уличная потасовка в один миг переросла в кровавую бойню: сторонники Майдана загнали своих противников в Дом профсоюзов. Через несколько минут нижние этажи пылали.
Даже сегодня одесситы будто боятся говорить на больную тему.
– Люди живут. Смиряются. В плане притеснений со стороны властей (в российской прессе писали, будто родственникам угрожали. – Авт.) – это неправда, все живут почти как раньше, – без лишних эмоций заметила Анастасия С., потерявшая в огне брата.
– Политических тем сейчас в Одессе точно стараются избегать, – объясняет украинский политолог Виктор Небоженко. – Даже если на улице или в магазине заходит спор, спорщиков стараются мгновенно развести в разные стороны. Слишком высокую цену пришлось заплатить за политические разногласия.
Трагедия в Доме профсоюзов унесла жизни 48 человек. Среди них Вадим Папура. Ему не было и 18, красавец с ясными, как небо, глазами, ходил за компанию с друзьями поддерживать Антимайдан.
– Вадюша был комсомольцем, – рассказала «Собеседнику» его мама Фатима. – Сам нашел комсомольскую организацию. Про Советский Союз ему рассказывали и мы, и бабушки с дедушками. Любил смотреть фильмы про Великую Отечественную войну. Если вы видели фотографии с Вадюшей, то не могли не заметить, с какой гордостью он нес знамя.
[:image:]
– Зачем он пошел на протестный митинг 2 мая?
– В тот день был совершенно спокоен, помогал мне с уборкой. Затем кто-то или позвонил ему, или написал, он за считаные минуты собрался и убежал. Бабушка пыталась спросить его, куда он идет, он ответил, что идет нас защищать. Мы приехали на Куликово поле часов в 8 вечера, думали, что Вадюшу отвезут в милицию, хотели его оттуда забрать. А потом увидели трупы, и среди них был сын. Он погиб, упав с верхнего этажа.
...А два месяца назад умер «сотник Микола». Здоровяк «прославился» тем, что в открытую, не таясь, палил по Антимайдану. А потом бегал к Дому профсоюзов, когда тот уже потушили. Потом его свалила странная болезнь легких. Его соратники собирали деньги на лечение, но спасти не успели.
[:rsame:]
Зам. начальника одесской милиции Дмитрий Фучеджи, которого называли одним из провокаторов бойни, а также «человеком Януковича», скрывается в Приднестровье. Несколько месяцев назад он дал интервью «Первому каналу» российского телевидения, рассказал, что боится за свою жизнь. Но так и неясно, кого именно он боится.
Версия 1. Столкновение обезумевших фанатиков
Кость Бондаренко, председатель правления Института украинской политики и фонда «Украинская политика»:
– Иногда идея и фанатичное отношение способны привести к трагическим последствиям. Когда сталкиваются фанатики, это страшно. Так вышло и тут. Одна из сторон конфликта почувствовала запах пороха и крови. Потеряли рассудок и шли до конца, словно обезумели и не ведали уже, что творят.
Версия 2. Попытка проучить антимайдановцев
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
– Намерение тех, кто развязал конфликт, понятно – проучить антимайдановскую компанию. Однозначно виновны и те, кто мог бы помешать убийству людей, но этого не сделал – одесские власти. Бездействовала милиция, равнодушно отворачивалась от дерущихся людей. Пожарные расчеты ехали удивительно долго. И – это очевидно – работали провокаторы, возможно, с обеих сторон.
Версия 3. Провокация тех, кто хотел отделить Одессу от Украины
Виктор Небоженко, политолог, руководитель социологической службы Национального института стратегических исследований:
[:same:]
– Виноваты те силы, которые готовили отделение Одессы от Украины следом за Крымом, провокацию создавали по цепочке. Бандеровцы из Львова? О чем вы, не преувеличивайте роль украинских националистов. Они, безусловно, горячие головы и могут быть агрессивными, нападать, но не смогли бы придумать, тщательно спланировать и провести такую операцию, довольно сложную. Должны быть очень квалифицированные силы и кадры. Следствие уже установило, что гибель большинства людей на первых этажах наступила от удушья, отравления газом. Мы знаем только два случая, когда использовали такой газ – в Москве во время штурма «Норд-Оста» российскими спецслужбами и вот теперь в Одессе.
[:wsame:]
[:wsame:]