Войнович: Власти России находятся в шаге от катастрофы

Знаменитый писатель Владимир Войнович в интервью «Собеседнику» похвалил Надежду Савченко и предостерег Владимира Путина

Фото: Владимир Войнович // Андрей Струнин

Знаменитый писатель Владимир Войнович в интервью «Собеседнику» похвалил Надежду Савченко и предостерег Владимира Путина.

[:rsame:]

Писатель Владимир Войнович не писал открытых писем более 30 лет. Но на прошлой неделе он все-таки вновь это сделал. Его послание было адресовано президенту России и содержало только одну просьбу: освободить умирающую в тюрьме украинскую летчицу Надежду Савченко.

– Владимир Николаевич, вы рассказываете президенту о последствиях, которые ждут его и всю страну в случае смерти Надежды. Вы считаете, он сам их не осознает?

– Знаете, мне кажется, что нет. По тому, что я вижу, по поведению... Я помню советских лидеров. Теперешние их очень напоминают. Когда происходят такие дела, это непоправимый урон для образа страны.

Когда я раньше обращался к властям предержащим, я понимал, что взываю к их милости, но допускал, что это им незнакомо. Как и чувство справедливости. В советское время я это делал не раз и в какой-то момент понял, что это тщетные попытки. Боюсь, и сейчас произойдет то же самое. Но все-таки хотелось бы им сказать: подумайте, вы в шаге от катастрофы! Остановитесь!

[:image:]

Последствия очевидны, но, видимо, желание настоять на своем сильнее. У СССР было очень много грехов, но в конце концов его погубило пренебрежительное отношение к правам человека и общественному мнению, которое на такие вещи реагирует очень остро. Меня ведь тоже выгнали из СССР за «подрыв престижа советского государства». Я тогда написал Брежневу, что никто не подрывает престиж страны больше, чем он сам.

– Вспоминается история диссидента Мустафы Джемилева, который почти год голодал в омской тюрьме. Тогда его отговорил от голодовки академик Сахаров, написав, что его смерть врагов только обрадует. И добавив, что «Россия – не та страна, где есть гуманитарные принципы». На ваш взгляд, у нас сейчас тот же 1976 год, когда это происходило, или все-таки что-то изменилось?

– У нас был и другой диссидент – Анатолий Марченко, которого никто не отговорил, и он умер во владимирской тюрьме от голодовки. Савченко, кажется, собирается повторить его подвиг. Я бы принял участие в ее уговорах, очень хочется ее отговорить. Но она такая стойкая!

Первое, что чувствуешь, глядя на нее, это восхищение. А еще понимаешь, что ее мучают т.н. мужчины, офицеры! Во всех армиях мира всегда было принято относиться с уважением к поверженному врагу. Особенно к тому, кто проявляет стойкость, кто не сдается, остается верен своей стране. Нет даже этого отношения, не говоря уже о человеческом сострадании и офицерской чести. У нас все тот же 76-й.

– В связи с историей с Надеждой в интернете порой встречаются такие реплики, от которых бросает в дрожь. Люди изрыгают тонны ненависти по отношению к девушке, которая лично им не сделала ничего плохого. Как к этому относиться, откуда это?

– Я не знаю, как к этому относиться, но действительно замечаю, как много злобы в людских массах. Особенно когда читаю комментарии в интернете, где авторы злорадствуют по поводу гибели других людей.

[:image:]

К сожалению, такое состояние – состояние холодной гражданской войны – поддерживается властью. Слабенькую оппозицию изображают, например, как ненавистных врагов. И эта пропаганда, отравляющая души людей, падает на очень хорошо подготовленную почву. Я достаточно поездил по миру, но нигде не видел в людях такой концентрации злобы.

– Да и есть ли вообще, на ваш взгляд, основания для ареста Надежды? Ее адвокаты представили данные, по которым на момент совершения того, что ей инкриминируется, она уже была в плену у ополченцев.

– Мне эта версия тоже кажется похожей на правду. На 100 процентов этого сказать не могу, но доверяю адвокатам, они ведь отвечают за свои слова. Видимо, Надежда вызвала сильное раздражение своим мужеством. Но уже давно пора бы понять, что она не сдастся. Что она скорее умрет.

– В письме к Брежневу вы предрекли, что люди будут сдавать в макулатуру его труды, чтобы приобрести ваши книги. Это сбылось. На этот раз вы снова пророчите – что имя Савченко станет нарицательным...

– Пока страна в таком состоянии, прежние пророчества и из писем, и из романа «Москва 2042» остаются в силе. Способ управления остался прежний, он даже стал проще, чем в СССР. В Союзе руководила КПСС, а КГБ был ее орудием.

Сейчас голову отрубили, а орудие осталось. И руководит страной. Нынешняя власть доведет до того, что с Россией случится то же самое, что и с СССР. Ведь РФ – такой же временно нерушимый союз, который тоже может развалиться, если постараться. А старания такие, увы, есть.

[:image:]

Открытое письмо Владимира Войновича президенту России

Господин Президент!

Если молодая украинская героиня Надежда Савченко умрет в российской тюрьме от голода, это, может быть, никак не оскорбит чувства вашего электората. Но вам следует подумать о том, какое впечатление это произведет на мировое общественное мнение. Вполне возможно и легко предсказуемо, что оно отреагирует на это даже острее, чем на присоединение Крыма и войну в Донбассе. Люди так устроены, что иногда смерть одного человека потрясает их больше, чем гибель сотен на поле боя. Отношение к вам за пределами нашей страны и сейчас незавидное, но после смерти Савченко вам лучше будет не появляться в столицах западных государств. Толпы людей будут встречать вас оскорбительными выкриками и швырянием в вас чем-нибудь дурно пахнущим. А имя Савченко станет нарицательным. О ней будут слагать легенды, писать книги, снимать фильмы и называть ее именем улицы и площади.

Пожалуйста, не позорьте лишний раз себя и Россию и не допустите гибели этой отважной женщины.

Судя по вздорности обвинений, которые ей предъявлены, она должна быть просто освобождена.

Владимир Войнович.

Москва, 25.02.15.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика