Договориться без США? На что способна "Нормандская четверка"

Вопрос о том, удастся ли договориться «нормандской четверке», с таким трудом собранной в Минске, остается открытым

Фото: Встреча Меркель, Путина и Олланда // Russian Look

Вопрос о том, удастся ли договориться «нормандской четверке», с таким трудом собранной в Минске, остается открытым.

[:rsame:]

Пятничную встречу в Кремле президентов России, Франции и канцлера Германии назвали «последней попыткой» договориться о мире. И они договорились – пока лишь о том, что снова встречаются в среду, уже вместе с президентом Украины. Есть ли повод надеяться на разрешение конфликта?

Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд показали чудеса европейской «челночной дипломатии». В четверг слетали в Киев к президенту Порошенко, а вечером в пятницу уже были в гостях у президента Путина. И первые, и вторые переговоры продолжались по несколько часов, правда, их содержание не раскрывалось.

[:image:]

Однако в воскресенье лидеры созвонились уже в «нормандском формате», т.е. вчетвером. И объявили, что увидятся в Минске – фактически это та самая встреча, которая планировалась еще на 15 января в Астане и сорвалась. В этот раз, как оговорился президент Путин, она состоится, «если удастся согласовать ряд позиций».

Правда, очевидно, что практически по всем пунктам эти позиции остаются непримиримыми, что подтвердили и последующие выступления на главном политическом форуме года – Мюнхенской конференции.

Так, некоторые предполагали, что на встрече в Киеве европейские лидеры уговаривали Порошенко согласиться на федерализацию. Выступая на Мюнхенской конференции, глава МИД России Лавров также подчеркнул: «Непременным условием для достижения мира остается запуск общенационального диалога по конституционной реформе». Порошенко в своем выступлении заочно ответил, что украинский народ не одобрит этой реформы.

Спорными остаются и вопросы разграничительной линии, которая с сентября уже значительно изменилась, добавив ополченцам лишние 600 кв. км территории. Для Киева также неприемлема и амнистия «террористов». Но, возможно, у европейских лидеров есть какие-то «козыри в рукавах». Удастся ли им добиться компромисса или встреча в Минске станет дипломатическим вступлением к уже полномасштабному конфликту?

«Пряник» от Европы

Москва

[:image:]

Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

– Европейцы, конечно, заинтересованы в прекращении кровопролития, а после заявлений о возможных поставках США летального оружия на Украину они по-настоящему испугались. Аналитики еще осенью говорили, что конфликт будет развиваться по спирали и в него будут полноценно втянуты и Россия, и Европа. Активность Олланда и Меркель говорит о том, что европейцы это приняли и поняли. Но как на это отреагируют «на местах»? Я бы не стал переоценивать влияние Москвы на ополченцев.

[:same:]

У европейцев есть рычаги давления на Украину – ей могут урезать финансирование. А для России есть скорее «пряник» – полная или частичная отмена санкций. Для их усиления инструментария у ЕС уже нет. Но возможность секторальных санкций есть у США, и американский фактор в конфликте тоже надо учитывать.

Если на предстоящей встрече и удастся подписать какое-либо соглашение, то это будет, по сути, новый документ. Очевидно, что Минские соглашения, за исключением технических пунктов об обмене пленными и пр., Москву не устраивают. К примеру, пункт о восстановлении Киевом контроля над границей с РФ. В этом случае помощь ополченцам прекратится и Киев их просто раздавит. А вот вариант с патрулированием границы ОБСЕ возможен.

Может обсуждаться и введение в зону конфликтов миротворцев ООН, но Порошенко уже высказался против. А ополченцы это примут, только если среди миротворцев будут россияне, что неприемлемо для украинцев. Соглашение возможно, только если обе стороны (в большей степени Киев) пойдут на серьезные уступки.

Федерализация? Едва ли.

Киев

[:image:]

Владимир Фесенко, глава Центра прикладных политических исследований «Пента»:

– Решение о личной встрече четырех лидеров – это максимум, чего можно было ожидать от встречи в Москве. В Минске шанс договориться есть, но далеко не по всем вопросам. У Порошенко есть своя «красная линия» – к примеру, ни о какой федерализации не может быть и речи. У автономии юго-востока есть неприятный побочный эффект: фактически Луганск и Донецк будут подчиняться Москве, а платить по их счетам будет Киев. Так что особый статус Донбасса вряд ли будет реализован.

Есть шанс договориться о прекращении огня и линии размежевания сторон. Она скорее все же будет фактической, в лучшем случае чем-то средним между нынешней и линией 19 сентября. Возвращение к прежним позициям вряд ли возможно. Нет смысла оборонять тот же аэропорт. При этом ополчение должно отвести войска от Дебальцево, Углегорска.

Возможно и создание демилитаризованной зоны, но кто будет ее контролировать? Россия или ее союзники по ОДКБ? Для Киева это неприемлемо. Присутствие «голубых касок» также болезненно, слишком напоминает Приднестровье. Но думаю, Киев согласится на последний вариант при условии, что контингент также будет контролировать и границу с Россией. А без миротворческой миссии обеспечить надежное соблюдение прекращения огня невозможно.

Париж и Берлин пугает дальнейшая эскалация, которая могла бы привести к поставкам оружия Киеву. Правда, я лично думаю, что эти поставки могли бы уравновесить силы в зоне конфликта и привести к более эффективным переговорам. В противном случае вся эта дипломатическая канитель будет продолжаться и до конца этого года.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика