Можно ли создать буферную зону на юго-востоке Украины

Воюющие на юго-востоке Украины стороны полностью отказались от перемирия и буферной зоны. Что будет дальше?

Фото: Надежды, что зима пройдет относительно спокойно, не оправдались. Война разгорелась с новой силой // ТАСС

Воюющие на юго-востоке Украины стороны полностью отказались от перемирия и буферной зоны. Что будет дальше?

[:rsame:]

Стороны конфликта на юго-востоке Украины, похоже, окончательно отказались от былых мирных договоренностей.

Переговорщики до сих пор используют язык компромиссов, но их слова уже никак не влияют на дела военных.

На минувшей встрече в Берлине главы дипведомств стран «нормандской четверки» заявили об «осторожном прогрессе».

– Мы наконец договорились, что демаркационная линия, упомянутая в минском соглашении, – это линия, от которой сейчас должен произойти отвод тяжелых вооружений, – заявил глава МИД Германии.

[:image:]

Напомним, речь идет о буферной зоне в 30 км, которую воюющие стороны еще в сентябре должны были очистить от тяжелой военной техники. Но никакого отвода не произошло до сих пор. Хотя слова немецкого коллеги подтвердил и Сергей Лавров. Он заявил, что уже получено «согласие ополченцев» отвести войска, причем «не от фактической линии», а в те границы, которые устанавливались в сентябре (с тех пор повстанцы значительно продвинулись вперед, но теперь они якобы готовы вернуться на прежние позиции).

[:same:]

Но на деле разграничительная линия так и осталась линией фронта. Продолжались ожесточенные бои в районе аэропорта. Всю неделю велись обстрелы Донецка, в результате очередного взрыва на троллейбусной остановке погибли 13 человек. А в субботу произошла атака на Мариуполь, погибли 30 человек, около сотни ранены. Накануне глава ДНР Захарченко заявил: «больше никаких перемирий» с Киевом, «будем наступать до границ Донецкой области». И эти слова как раз, похоже, не расходятся с делом. Мы решили взвесить шансы: есть ли хоть какая-то надежда, что конфликтующие стороны послушают дипломатов и разойдутся на безопасное расстояние, или мирные договоренности уже окончательно забыты?

Донецк: Больше никаких фантазий о перемирии

[:image:]

Константин Кнырик, глава информцентра «Юго-восточный фронт»:

– Я полностью поддерживаю Захарченко. Где-то в Берлине кто-то решает судьбу народных республик без участия законно избранных органов власти. С Киевом уже нет смысла ни о чем договариваться. Чтобы в седьмой раз оказаться обманутыми – это значит как минимум быть глупыми людьми. Украинские военные ни разу за все время договоренностей не отводили войска. ЛНР начала отвод еще в сентябре, а они, напротив, начали стягивать силы. За время т.н. перемирия людей погибло больше, чем в активную фазу боевых действий. Между тем жители Мариуполя, Славянска, Краматорска еще на референдуме избрали свой путь в составе независимой ДНР. Поэтому не надо больше фантазировать на тему разграничительных линий. Нужно отвести украинские войска в Киев и определить ДНР в границах бывшей Донецкой области.

[:image:]

Андрей Пургин, вице-премьер ДНР:

– Мы должны были отвести тяжелые вооружения на 15 км со своей стороны, если нет никаких боестолкновений в этой буферной зоне. Но до этого дожить так и не получилось. Обстрелы наших населенных пунктов ведутся постоянно с применением дистанционной техники.

Не могу раскрывать всех деталей переговоров, но, помимо минского протокола в сентябре, был также разработан меморандум выполнения определенных действий. По нему Украина соглашалась, что демаркационная линия будет установлена по фактической ситуации. Но сейчас они не готовы к этому. Более того, по документам, подписанным в сентябре, тот же аэропорт Донецка им не принадлежал. Хотя бои там продолжаются до сих пор. Терминалы, большая часть построек разрушены, украинские войска оставили здания. Но аэропорт очень сложный объект: одна взлетная полоса 5 км – это огромная площадь, по которой стороны готовы друг за другом гоняться еще долго. Плюс прилегающие поселки Пески и Авдеевка остаются за ними. Мы давно предлагали сделать из аэропорта демилитаризованную зону, ввести туда российские войска для посредничества. Он уже разрушен, не имеет ценности, но для украинцев это стратегическая точка для убийства мирных граждан в черте Донецка. Они его не оставляют из политического форса.

Киев: Отвести войска невозможно

[:image:]

Владислав Селезнев, спикер АТО:

– Линия разграничения до сих пор существует на бумаге, но в этой зоне постоянно идут бои. Вторая сторона первой открывает огонь, и у нас нет возможности отвести войска на оговоренные позиции. Ведь по минским договоренностям для освобождения буферной зоны в течение 48 часов должен соблюдаться режим прекращения огня, а этого не случалось.

При этом вскоре после переговоров 25 сентября сюда приехали военные от российской контактной группы, сейчас уже работает вторая ротация. Совместно с украинскими военными и ОБСЕ они должны были мониторить ситуацию. Осенью это еще работало. Если начинался обстрел, шел доклад на российского представителя и действия прекращались. В последние недели такой алгоритм уже не действует. Сейчас по всей линии разграничения, в районах Дебальцево, Авдеевки, 29–31-го блокпостов на Луганщине идут бои. Никто не делает секрета из того, что на той стороне воюют регулярные подразделения ВС РФ, на днях был бой с российскими танковыми бригадами.

Мы все это время стоим на своих позициях, следуя соглашениям, вперед не идем – иначе какая бы истерика началась у них. Даже когда пробивали коридор к нашим «киборгам» в аэропорту, мы не заходили в Донецк. А между тем в период перемирия, когда наша армия не предпринимала никаких действий, террористы захватили более 500 кв. км территории Украины. Аэропорт также должен был оставаться в нашей зоне ответственности, но представители ДНР с этим не соглашались.

Замечу, что в этой буферной зоне до сих пор живут люди, которым просто некуда оказалось выехать. Они испытывают массу сложностей при переходе через блокпосты. Не говоря о том, что им приходится жить в зоне постоянных столкновений боевиков с правительственными войсками.

/сухой остаток

Бои реальные и бои словесные

Похоже, на данном этапе стороны уже полностью перешли на язык оружия. На словах они сходятся лишь во взаимных обвинениях. К примеру, власти ДНР, объявив наступление на Мариуполь, последующий обстрел города потом назвали провокацией украинских военных. Якобы, переодевшись в военную форму Новороссии, они сами забросали снарядами жилые кварталы и разбили собственную бригаду под Мариуполем. До этого украинская сторона точно так же обвинила ополченцев в подрыве троллейбусной остановки в Донецке и обстрелах «своих же мирных жителей».

По данным ООН, на конец января число погибших в результате конфликта на юго-востоке Украины возросло до 5086 человек. Последние девять дней стали «наиболее смертельным периодом» с момента заключения перемирия – погибли 262 человека.

По последним данным сторон конфликта, ВС Украины продолжают обстрелы Донецка, Макеевки, а также Стаханова под Луганском. Силы ополчения наступают на Майорск, Авдеевку, под их контроль перешел поселок Красный Партизан.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика