Илья Пономарев: Власти заинтересованы, чтобы сепаратисты поубивались, но не вернулись в РФ
Министр обороны самопровозглашённой Донецкой народной республики Игорь «Стрелков» Гиркин сообщил о бегстве Александра Можаева, более известного как Бабай, и большой группы казаков
Министр обороны самопровозглашённой Донецкой народной республики Игорь «Стрелков» Гиркин сообщил о бегстве Александра Можаева, более известного как Бабай, и большой группы казаков. «Сначала они отказались выполнить приказ и отправиться на Донецк, а потом вдруг все вместе сорвались, и "нашлись" уже на самой границе. Честь дальше отстаивать Новороссию они предоставили местным ополченцам и тем своим товарищам-добровольцам, которые руководствуются столь ненавистным современному "казачеству" понятием, как "военная дисциплина"», — прокомментировал ситуацию Стрелков.
О том, почему произошёл разлад в строю воюющих представителей юго-востока, можно ли его преодолеть, и как влияет различие между командирами региона Украины как личностями на ход событий, мы поговорили с депутатом Государственной думы Ильёй Пономарёвым.
— Командующий ополченцами ДНР Игорь Стрелков заявил, что Александр «Бабай» Можаев покинул ряды ополчения. Из-за чего в армии ополченцев возник раскол?
— Во-первых, там всё время были и есть разные командиры — Бабай, Бес, Стрелков, которые в разную сторону тащат людей. И это вполне нормально, это показывает, что вся история живая, а не просто управляется кем-то сверху. Как говорится, нормальный эволюционный процесс.
Но сейчас, на мой взгляд, все сложившиеся противоречия ещё сильнее разжигаются извне, потому что мне кажется, что российские власти поняли всю опасность того, что организованные группы крайних националистов после завершения всей этой авантюры с ДНР придут в Россию. Поэтому власти России заинтересованы в том, чтобы ополченцы сложили свои головы на полях сражений, перессорились с друг другом, перестрелялись с друг другом, поубивались, но в итоге не вернулись в РФ.
— А ополченцам как-нибудь можно сложившийся в настоящее время раскол между Бабаем, Бесом, Стрелковым и другими полевыми командирами преодолеть?
— Он преодолевается в тот момент, когда появляются успехи. А раскол всегда возникает тогда, когда наступают проблемы. И то, что этот Александр Бабай и его казаки дезертировали, говорит о том, что дела, собственно, плохи. Будут военные успехи — наоборот, будет приток и объединение вокруг того человека, с которым связано наибольшее количество успехов.
— С помощью чего они смогут достичь военных успехов? Ведь тот же Стрелков говорит об истощении армии и призывает Российскую Федерацию на помощь.
— Я считаю, что в целом военный успех там просто невозможен. Потому что большинство населения не поддерживает повстанцев. То есть существует одна группа населения, которая поддерживает, она пассионарная, активная, но она не пользуется поддержкой большинства. Может быть, поддерживается одной пятой населения Донецкой и Луганской областей, но этого недостаточно для того, чтобы победить. Если бы была поддержка большинства, как, скажем, в Крыму, тогда шанс на победу бы был, но сейчас шанса на победу нет, поэтому, собственно, они и призывают Россию вмешиваться.
— И как Вы думаете, Российская Федерация ответит на данные призывы и вмешается?
— Думаю, что нет.
— Есть ли какое-то различие между командирами как личностями — [Вячеславом] Пономарёвым из Славянска, «Стрелковым» Гиркиным из Славянска (а теперь из Донецка), [Игорем] «Бесом» Безлером из Горловки, Бабаем и его крымскими казаками?
— Ну конечно. Все люди различаются как личности. Кто-то, как Стрелков, например, это человек — я с ним лично не знаком, но, скорее всего, сугубо идейный, который выступает за Российскую империю. Казаки там, что называется, «джентльмены удачи» — махновская абсолютно история. Пономарёв, этот мой однофамилец, просто, как мне кажется, приехал пограбить.
— А принципиальны ли эти различия для развития событий на юго-востоке Украины?
— Да, я думаю, что принципиальны. Принципиальны с точки зрения отношений друг с другом. Принципиальны с точки зрения поддержки населением. То есть если люди где-то видят, что это криминал, например, то им довольно трудно будет таких людей поддерживать.