Президент Украины Петр Порошенко распорядился прекратить всякое военное сотрудничество с Россией. И возможно, недавний вывод на орбиту 33 спутников, сделанный при помощи российско-украинской ракеты «Днепр» (по классификации МО США – «Сатана») был последним.
Судьбу «Сатаны» мы обсудили с экспертом в ракетно-космической отрасли Юрием Карашем, членом-корреспондентом Российской академии космонавтики им. Циолковского.
– Пока украинцы продолжают обслуживание ракеты, но если все-таки прекратят, это как-то отразится на России?
– Да, это будет немного неудобно. В смысле – обслуживание этих ракет будет затруднительно. Хотя какая-то часть ракет этого класса была произведена и в России. То есть у нас есть мощности, способные заменить украинские. Единственное, для этого понадобится перенастроить производство.
– То есть потери с нашей стороны будут, но незначительные?
– По большому счету прекращение военного сотрудничества с Украиной повредит прежде всего самой Украине. Просто потому, что ей будет некому предложить свою продукцию – она больше никому не нужна.
К тому же для запуска ракеты-носителя мало иметь просто участок земли. Нужна определенная стартовая инфраструктура, которая есть у России. У Украины ее нет. И что в этом случае станет с «Южмашем», который производит ракетно-космическую технику, кому они ее продадут? Жалко, если это предприятие закроется.
– А не будут ли из-за этого при-остановлены какие-то наши космические программы, те же запуски спутников?
– С российской космической отраслью ровным счетом ничего не случится. Потому что в целом она не зависит от Украины. Россия в своих космических программах использует в основном «Протоны», «Прогрессы» и «Союзы» и вполне может справиться самостоятельно. Поэтому бог с ней – с «Сатаной», которая на самом деле «Днепр».