Как Минкульт спасся от идеологического скандала чужими руками
Вокруг новых фильмов о войне ломается слишком много копий. Целый ряд режиссеров пытаются рассказать человеческие истории, которые порой не вписываются в «правильную» риторику
Экспертный военный совет при Минкульте забраковал сценарий скончавшегося год назад Петра Тодоровского. Историю под названием «Встреча на Эльбе», в которой между русским офицером и молодой немкой в конце Второй мировой войны возникли романтические отношения, планировали экранизировать режиссер Евгений Лаврентьев и продюсер Мира Тодоровская – вдова Петра Ефимовича.
Вокруг новых фильмов о войне ломается слишком много копий. Целый ряд режиссеров пытаются рассказать человеческие истории, которые порой не вписываются в «правильную» риторику. На первый план выдвигаются детали, которые вызывают у части общества вопросы и возмущение. В итоге эти фильмы требуют запретить, снять из телесетки, ну а на новые просто не давать денег.
Иные, конечно, усмотрят в этой тенденции идеологическую диверсию. На самом деле причина проще: чтобы сегодня снять о той войне не пошло, не банально и без дутого пафоса, творческий человек склонен искать нестандартные ходы. А в отношении Великой Оте-чественной выходит, что шаг влево, шаг вправо – считается чуть ли не изменой Родине. Пальцем грозят по любому эпизоду: картина должна быть полностью стерильной!
В случае со «Встречей на Эльбе» парадокс заключается еще и в том, что сам Петр Тодоровский был участником войны, командовал минометным взводом, был ранен. Он бился на Первом Белорусском фронте и дошел до Эльбы, получив орден Отечественной войны двух степеней.
Его супруга призналась, что во время заседания экспертного совета встал некий человек, назвавшийся представителем Российского военно-исторического общества, и сказал, что общество категорически против этого сценария. А в кулуарах извинился: «Мне поручили (это сделать), это моя работа».
Пазл окончательно складывается, когда заходишь на сайт РВИО и видишь, что председателем этого общества является... министр культуры Владимир Мединский. То есть Минкульт, дабы не вляпаться в очередной скандал, решил действовать как бы чужими руками. Но сути это не меняет: г-н Мединский, 1970 года рождения, взялся учить скончавшегося классика советского кино и ветерана войны, как нужно снимать кино об этой самой войне.
И совсем уж позорно, что вдова Тодоровского заявила, что все равно будет снимать. Но уже... для Европы.