Молниеносный (и неделю не продлился) политический шторм в Абхазии привел к добровольной отставке президента Анкваба. До вооруженного конфликта дело, к счастью, не дошло. Чем же так была недовольна оппозиция, что поставила под угрозу срыв курортного сезона — пожалуй, главное, что сегодня кормит республику?
Версии о том, что абхазская карта разыгрывается Западом и что ситуация в Сухуми может пойти по украинскому сценарию, все эксперты дружно отвергли, сочтя их слишком уж конспирологическими.
И действительно, в Абхазии еще хорошо помнят войну, чтобы попусту браться за оружие. А вот борьба кланов за российские финансовые потоки в республике, где практически не создаются новые рабочие места, выглядит более вероятной.
После отставки Александра Анкваба нам удалось поговорить с Сергеем Шамбой — его главным конкурентом на выборах 2011 года, некогда премьер-министром Абхазии, а в дни недавних волнений — одним из лидеров оппозиции.
— Отставка Анкваба была для вас неожиданной?
— Нет, после того, как он покинул администрацию и скрылся, это было предопределено.
— А не подписал бы он отставку, дошло бы до оружия?
— Мы очень надеялись на благоразумие своего народа. Мы — молодая республика, проблемы у нас возникают постоянно. И мы стараемся их решить мирно. Иногда принимаем нестандартные решения.
Так, после выборов 2004 года, когда два кандидата шли, что называется, голова к голове, было принято решение их объединить. Один стал президентом, другой — премьером.
— И что же стало последней каплей в работе Анкваба, что оппозиция решила поставить под угрозу курортный сезон и вывести людей на площадь?
— Мы, конечно, учитывали это обстоятельство. Но как таковой последней капли не было. Если бы Анкваб подписал наши требования, ему не надо было бы уходить в отставку.
— Это про то, чтобы отправить в отставку правительство и ряд глав регионов? Разве он поступил не по-мужски? Правительство не сдал, ушел сам.
— Наоборот. Его нежелание договариваться, собственно, и привело к его уходу. Ведь не в первый раз возник такой вопрос — за последние 1,5 года это случалось неоднократно.
Недовольство политикой Анкваба в народе нарастало как снежный ком. Он ничего не сделал для того, чтобы жизнь людей стала лучше. И непонятно, куда он тратил российские деньги.
— Насколько известно, эти деньги целевые. Вот на эти цели они и тратились — отремонтировать театр, построить стадион...
— А проекты по реальной экономике не создавались!
— Вы будете баллотироваться на ближайших выборах?
— Нет. Мы с Раулем Хаджимбой (председатель «Форума народного единства Абхазии») объединились только на этом этапе, и я был введен в Координационный совет политических партий и общественных организаций временно.
Уже вышел оттуда. Пусть молодые себя попробуют. Но то, что произошло на минувшей неделе, должно стать новому президенту хорошим уроком.