Призрак Путина, след Тимошенко и нетрезвый Майдан: как Киев выбирал нового президента

На Украине завершился подсчет голосов на президентских выборах. В избирательном процессе приняли участие 60,29% избирателей, побеждает Петр Порошенко с 53,86% голосов. За процессом волеизъявления в столице наблюдал наш спецкор

Фото: Выборы Украины // Global Look

На Украине завершился подсчет голосов на президентских выборах. В избирательном процессе приняли участие 60,29% избирателей, побеждает Петр Порошенко с 53,86% голосов. За процессом волеизъявления в столице наблюдал наш спецкор.

Спецодежда патриотов

Наслушавшись страшных рассказов о том, как украинские власти кошмарят российских журналистов, я готовилась прорываться через границу с боем. Но на удивление, в аэропорту Борисполь меня пропустили, даже не поинтересовавшись родом занятий.

Возможно, потому, что у меня, по выражению одного местного таксиста, был слишком «курортный вид». По сравнению с юго-востоком и даже Крымом, где приходилось работать в предыдущие месяцы, Киев точно показался курортом. Хотя бы потому, что тут на улицах нет людей в камуфляже. У киевлян в этот день была своя «униформа»: национальные рубахи вышиванки — в них облачались целыми семьями.

В Киеве было жарко, особенно в огромных очередях на участках. Уже к 11 утра здесь томились десятки людей.

— Такого никогда не бывало, — говорила мне киевлянка Марина Гайдамак. — Очень большая явка! Выборы крайне важны, фактически проходят в военное время. И в конце концов за это мы боролись на Майдане. 

[:image:]

В таких же очередях скромно мариновались и первые лица украинской политики — Яценюк и Турчинов на разных участках отстояли по часу. Виталий Кличко с женой и братом пробирались к урне почти полтора часа. Заодно кандидат в мэры столицы пообщался с народом о проблемах столицы, и это вполне можно было счесть незаконной агитацией (он в итоге и победил). Тимошенко с мужем и дочерью голосовали в Днепропетровске, где, говорят, таких очередей не было. Больше всего ажиотажа вызвало голосование Порошенко — журналистов на участке в Доме офицеров оказалось больше, чем избирателей, и фактически на полчаса голосование остановилось. Но такое внимание к наиболее вероятному победителю было понятно.

— За него голосовать я решила еще в ноябре: это самый адекватный кандидат, который к тому же несомненно приведет нас в Европу, — говорила мне пенсионерка Людмила Николаевна.

Вообще, данные моего «экзит-полла» хотя и подтверждали итоги голосования, но иногда давали неожиданные результаты.

— Мы голосуем за Вадима Рабиновича, он интеллигентный человек. У брата все село в Киевской области его поддерживает, — рассказал мне Александр о своих предпочтениях.

[:image:]

Процент Яроша

Еще одним открытием выборов стал эпатажный журналист Ляшко, неожиданно занявший третье место. Этому не помешали ни гей-скандалы, ни снятая судимость в биографии. Аналитики предполагали, что Ляшко перешли голоса националистически настроенного электората. И это подтверждали избиратели.

— Я думал голосовать за Тягнибока, но он у власти уже три месяца, а что сделал? Только языком чешет, — уверял молодой избиратель Вячеслав. — А Ляшко говорит правильные вещи (фактически те же, что и Тягнибок. — Авт.). Надо дать ему шанс.

При этом на киевских участках мне не встретилось никого, кто голосовал бы за Яроша. В конечном подсчете лидер «Правого сектора» набрал мизерный процент. На поиски его электората я даже отправилась на Майдан. 

[:image:]

Здесь по-прежнему баррикады с палатками среди покрышек. Возле палаток грелись, а скорее — даже прели на солнце люди в камуфляже. Точно таких же людей с опухшими лицами я видела в палаточном лагере у стен Луганской администрации. Запах тоже знакомый. Такое ощущение, что выпивать и не мыться — кредо всех строителей баррикад. На лагерь майдановцев открывались виды из многочисленных кафешек, заполненных приличными людьми.

— Я сам отстоял здесь два зимних месяца, — рассказал мне менеджер Алексей Ковалев, оказавшийся за соседним столиком. — Но в итоге большинство защитников Майдана уже давно вернулись к своим делам, а здесь в основном безработные из областей. Они намерены оставаться до выборов в Верховную раду.

Один из мужчин в форме, услышав, что я журналист из России, явно расстроился. Украинских слов я не разобрала, но матерился он по-русски. Другие вступили в политическую беседу. Оказалось, что многие защитники Майдана не голосуют — просто потому, что не прописаны в Киеве. У других — разные предпочтения. Несмотря на то, что на многих палатках — флаги «Правого сектора», за Яроша выступают далеко не все. Нашлись тут поклонники и Тимошенко, и Тягнибока.

— Но вы не думайте, что мы националисты, — заверили меня. — У нас национализм не по отношению к русским, а только к вашему президенту.

[:image:]

След Тимошенко

Вообще можно сказать, что призрак Путина бродил по участкам — нашего президента поминали многие избиратели.

— Мы голосуем за того, кто бы успокоил вашего лидера, — говорила Наталья Захаровна.

— Поддержим патриота, который сможет быть Путину равноценной фигурой и договориться с ним, — пояснял пенсионер Николай Покровский.

А между тем к вечеру очереди только росли. В коридорах участков собирались по 500 человек. В такой толпе терялись наблюдатели, но даже на небольших участках их было минимум человек по 10 от разных партий и общественных организаций.

— Серьезных нарушений нет, чисто технические. Некоторые бабушки, не доходя до кабинок, ставят галочки и бросают бюллетени в урну, — рассказала наблюдатель Яна Когут. — «Каруселей» мы не отметили.

[:image:]

То же подтверждали и неофициальные российские наблюдатели от «Европейской платформы» Ходорковского. Их должно было быть 800 человек, но пропустили через границу лишь 200.

— Кроме духоты и жуткой толкучки, я нарушений не вижу, — рассказал активист Артем Куликов. — Работа комиссий организована плохо.

— Это все организовала Тимошенко, чтобы сорвать выборы и не дать Порошенко победить, — заверял меня голосующий Николай. — Это ведь ее люди сейчас у власти, они назначают членов комиссий. Можно было отрядить на это больше людей, способных грамотно и быстро работать. А здесь очевидно, что все проголосовать не успеют. Я очень много видел молодых людей, которые заглядывали и уходили: идет снижение явки. Я лично стою три часа, чтобы проголосовать.

Но теория, кажется, не подтвердилась. Тимошенко после выборов заявила, что не намерена организовывать пересчет голосов, и поздравила своего соперника с победой.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика