Россия - Украина: кто строит стену между братскими народами

Противостояние на востоке Украины затягивается, и политики как будто готовятся к превращению условной «гражданской» войны в условную «холодную», в вялотекущий локальный конфликт

Фото: Флаги России и Украины // Global Look

Противостояние на востоке Украины затягивается, и политики как будто готовятся к превращению условной «гражданской» войны в условную «холодную», в вялотекущий локальный конфликт. Праздные наблюдатели, впрочем, предпочитают не сбавлять оборотов.

В свете недавнего принятия закона об обязательной регистрации популярных блогов очень интересно пронаблюдать, как такую регистрацию получат, к примеру, всякого рода группы поддержки Донбасса в соцсетях. Там ведь обожают размещать наглядную агитацию о том, как хорошо и правильно быть сепаратистом. Между тем в России это вообще-то уголовно наказуемое деяние, и ответственность за него постоянно ужесточают.

Впрочем, это лишь одно из тех проявлений двоемыслия, на которых обе стороны конфликта любят ловить друг друга. Когда в Интернете появились фотографии девушек из Одессы, разливающих «коктейли Молотова» по бутылкам прямо на площади, сторонники сепаратистов крыли их последними словами: эсэсовки, мол, устроили Хатынь.

Сторонники Майдана, в свою очередь, задавались вопросом: а произойди что-то наподобие в Славянске и приди оттуда такие фото — что, не злорадствовали бы и не твердили, что «ещё мало им, бендерам»? Вопрос, конечно, дурацкий — просто потому, что в Славянске никого не сожгли. (Только проломили голову и вспороли живот, что, конечно, не лучше.) Однако противники «федералистов» уже, не слыша себя сами, начетничают: когда смерть «своих» — это плохо, а смерть «чужих» — хорошо, это, дескать, и называется фашизм. Их полемический запал можно понять: грех под шумок не сыграть на поле оппонентов, у которых все, кто против них, без разбору называются фашистами. Но это — не фашизм.

Когда героизм и ярость «своих» — это хорошо и правильно, а воинская доблесть и боевой запал «чужих» — это мерзость и преступление, это называется война — не больше и не меньше. И хотя в действительности российские танки не катятся по степям Украины, эта война всё сильнее разгорается в головах праздных сторонних наблюдателей. Ведь зачем вникать в причины и следствия, разбираться в действительных мотивах и устремлениях всех участников событий, когда есть простая и универсальная классификация на все случаи жизни? «За Россию» — значит, «наши», хорошие и априори всегда во всём правые и ни в чём не виноватые; кто не с нами, не с «нашими», тот против нас. И вот уже драка за власть — киевскую или местечковую, «народнореспубличную» — превращается в «гражданскую войну» с «бандеровцами», а все, кто не на баррикадах востока — в таких же бандеровцев.

Люди устали от украинских новостей, коль скоро оттуда давно не приходит известий, ласкающих национальную гордость. Состояние умов пресловутых «диванных патриотов», так дивно описанных на днях коллегой Смагиным, можно было бы сбросить со счетов — если бы не одно «но». В любой войне выживают так немного её настоящих участников, что мир после войны принадлежит именно тем, кто не воевал. Большая ошибка считать, что их мозги сами собой очистятся от пропаганды военного времени, когда есть чёрное и белое.

В апреле 1945 года, когда Красная армия оказалась в Европе, газета «Правда» была вынуждена опубликовать статью «Товарищ Эренбург упрощает». Один из авторитетнейших журналистов того времени, Илья Эренбург был соавтором лозунга «Убей немца!», исправно поддерживавшего в советских солдатах должный градус боевой злости. Но когда в зоне досягаемости оказались не только немцы-солдаты вермахта, но и немцы-мирные жители, стало ясно, что лозунг нужно срочно снимать с вооружения. Тогда это понимали. Возможно, потому, что не было мысли, будто всё исправится само собой и довольно скоро забудется — ведь немцы не «братский народ».

Но худое дело нехитрое, ломать — не строить. Повторим, не стоит думать, что всё уляжется само собой. В двадцатые — тридцатые годы в Советском Союзе сравнительно успешно велась борьба с антисемитизмом, а после войны сталинская дипломатия была активным сторонником создания государства Израиль. Но когда оказалось, что еврейское государство хотя и управляется «левыми» правительствами, но совсем не собирается ориентироваться на Москву во внешней политике, последовали «борьба с космополитизмом» и «дело врачей», а затем всё новые всплески государственной терпимости к антисемитизму при каждой очередной войне в Палестине. Так вот, СССР вместе со своей внешней политикой давно почил в бозе, а тот вонючий костерок, который поддерживался — ничего личного! — сугубо в политических целях, горит в России и поныне.

Сегодня в соцсетях нарасхват как оригинальный украинский ролик «Никогда мы не будем братьями», так и многочисленные видеоответы с симметричным по смыслу текстом. Почитатели и оппоненты автора этого стихотворения Анастасии Дмитрук даже не представляют себе, как легко такие звонкие слова в такое горячее время превращаются в абсолютно глухую стену между людьми. И будьте спокойны, политики охотно нарисуют на этой стене образ врага, живущего по ту сторону. Но построить её сами они не смогут. Об этом следует помнить, чтобы потом не разводить руками и не кивать наверх — какой, мол, с нас спрос, это вон они всё. Креативный редактор «Собеседника» Дмитрий Быков считает, что и на сей раз без такого поведения не обойдётся и опять придётся повторить: «А мы ни при чём, нам врали». Пусть так, но себе, своей совести — не солжёшь.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика