Николай Сванидзе: Весь мир уверен, что за событиями на востоке Украины стоит сам Путин, но…

Неожиданное заявление Владимира Путина, призывающее протестующих юго-востока Украины отказаться от проведения самостоятельного референдума, наделало много шума. Разобраться в ситуации нам помог журналист, член СПЧ Николай Сванидзе

Фото: Russian Look

Неожиданное заявление Владимира Путина, призывающее протестующих юго-востока Украины отказаться от проведения самостоятельного референдума, наделало много шума. При этом глава российского государства даже выказал некоторое одобрение грядущим президентским выборам на Украине. Является ли это шагом навстречу киевским властям? Можно ли говорить о предательстве украинских сторонников присоединения к России? 

Разобраться в ситуации нам помог журналист, правозащитник и член Совета по правам человека при президенте РФ Николай Сванидзе.

— Николай Карлович, что может означать вчерашний неожиданный призыв Владимира Путина к переносу референдума на юго-востоке Украины?

— Референдум, по всей видимости, вряд ли может быть как следует подготовлен и вряд ли может быть кем-то признан, кроме людей, которые его проводят, и, возможно, самой России. Заявление президента означает, что Российская Федерация в лице Владимира Путина заинтересована, чтобы он не проводился. Лучше продолжать держать руку на пульсе ситуации на юго-востоке Украины, чем делать вещи, которые вряд ли будут иметь позитивный эффект, но сразу же выразятся в ужесточении санкций по отношению к России и росте международного недоверия к нашей стране. Весь мир уверен, что за событиями на юго-востоке страны стоит Российская Федерация и Владимир Путин. И сейчас уже все равно переубедить никого невозможно.

Поэтому президент дистанцируется от этих событий. Владимир Путин показывает свою волю к переговорам с Западом и снимает с себя ответственность за происходящее в дальнейшем на юго-востоке Украины.

— Вы думаете, как-то получится благодаря этому заявлению снять российской стороне с себя ответственность за происходящее на юго-востоке Украине?

— Нет, к сожалению, не получится. В глазах всех всё равно за этими событиями стоит Россия. Если бы сами эти активисты юго-востока страны хотя бы российские флаги не вывешивали… А так одного нашего триколора, который они помещают на административных заданиях, уже достаточно, чтобы у всех возникла мысль, что это «рука Москвы». Тем самым они показывают, что это не патриоты Украины, которым не нравится киевская власть, а люди, которые действуют в интересах Кремля.

Эти граждане и значительной частью украинцев воспринимаются как предатели. Представим то же самое в российском регионе. Люди не просто выражают недовольство политикой центра, а вывешивают флаги какой-нибудь иностранной державы. Понятно, как к этому будут относиться. Так же это воспринимается и всем миром.

Большого доверия в мире к тому, что говорит Владимир Путин, к сожалению, нет. Но тем не менее то, что вчера сказал президент России — это шаг в правильном направлении. Что бы за этим ни стояло, направленность верная. 

— Как могут теперь повести себя протестующие на юго-востоке страны?

— Уже известно, как протестующие на это прореагировали — они не отменяют референдум. Заявление президента России их подогрело и возбудило. Активисты считают: «ну хорошо, Путин сказал, Бог с ним. Но если мы будем себя вести как следует — Россия все равно придет на помощь». Причем они надеются на помощь военную.

Но наша страна совершенно не заинтересована задействовать свои вооруженные силы. Это сейчас уже достаточно очевидно для всех. Судя по всему, Россия не заинтересована и брать (так же, как взяли Крым) юго-восток Украины в состав страны. Потому что это дотационные регионы, которые надо кормить. Кроме того, значительная часть населения там вовсе не хочет переходить в Россию. В этом случае наша страна приобрела бы не плюсы, а огромное количество минусов.

Поэтому интересы России в том, чтобы контролировать восточные регионы, не пускать Украину на Запад и не допускать вступления страны в НАТО. Но принимать в свой состав юго-восток Российская Федерация совершенно не заинтересована.

— Получается, что заявления российской стороны, направленные на деэскалацию конфликта, на протестующих на юго-востоке Украины никак не влияют?

— В данном случае мы видим, что это никак не отразилось. Может быть, протестующие восприняли это как игру со стороны Владимира Путина. Возможно, активисты не до конца контролируются Кремлем, и я думаю, что так оно и есть. Какие-то элементы контроля со стороны Москвы существуют, но они не полные. Протестующие и их юго-восточные полевые командиры уже действуют достаточно самостоятельно. Так или иначе, заявление Владимира Путина на них не подействовало. Мы это видим.

— Владимир Путин также назвал президентские выборы на Украине движением в правильном направлении. Насколько увеличилась вероятность того, что Россия признает выборы на Украине?

— Она увеличилась, но не намного. Владимир Путин же не сказал, что Россия признает выборы. Он сказал, что это шаг в правильноv направлении. При этом был выдвинут ряд условий, при которых Россия может изменить отношение к этим выборам, одним из которых является прекращение Киевом операции на юго-востоке страны. Но украинские власти не планируют останавливать свои действия в подавлении повстанцев, поскольку юго-восток не хочет разоружаться, а Киев не собирается относиться к этому нейтрально.

Пока что, в нынешней ситуации, шансы на то, что Россия признает выборы 25 мая, не так велики. Мы также не знаем, каковы шансы на то, что вообще пройдут эти выборы. Ситуация остается подвешенной. Но несомненно, что недавнее заявление Владимира Путина — это шаг в сторону деэскалации.

— Как заявления нашего президента могут повлиять на принятие новых санкций?

— Сейчас вряд ли будут приняты новые санкции. После вполне в сегодняшнем контексте миролюбивого заявления Владимира Путина, я не думаю, что сейчас будут приняты очередные ограничительные меры.

Американцы же сказали, в каком случае они будут рассматривать новые санкции в отношении России: а) если Россия введет свои войска на юго-восток Украины; б) если Россия будет мешать проведению президентских выборов 25 мая; в) если Россия поддержит референдум на юго-востоке.

Вводить войска на территорию Украины наша страна, похоже, не собирается. Референдум Российская Федерация не поддержала. Другой вопрос, что он может пройти, но уже без нашего одобрения. Мешать в открытую проведению президентских выборов Россия вроде как тоже не будет. Поэтому на данный момент повода для введения новых санкций у Запада нет. Самую суровую меру, жесткие санкции, они будут держать про запас.

— Но когда принимался предыдущий пакет санкций, явного повода для его принятия тоже не было.

— Тогда имело место последовательное повышение санкций. Пока они носят достаточно отрывочный и персональный характер. Однако новый виток санкций будет уже более массированным — это будет удар по секторам российской экономики. Он будет очень болезненным. Но для того, чтобы ввести такие санкции, нужен достаточно серьезный повод.

— Пресс-служба МИДа Украины заявила, что Киев готов к переговорам с представителями регионов. Какие перспективы у этого переговорного процесса?

— Сегодня Александр Турчинов сказал, что он не собирается разговаривать с вооруженными протестующими. По-видимому, он ждет, пока они разоружатся.

Я считаю, что переговоры в той или иной форме с участием представителей ОБСЕ, ООН и России неизбежны, потому что силовым путем вряд ли какой-то стороне удастся добиться своего.

— То есть шанс, что ситуация в Славянске и Краматорске разрешится не силовым путем, остается?

— Думаю, что остается. Конечно.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика