Леонид Поляков: Новые трагедии заставят Украину искать козла отпущения — и это Турчинов

По данным пресс-секретаря «народного ополчения» Славянска, 7 мая силовики возобновили антитеррористическую операцию. В то же время некоторые украинские политики и эксперты уверены, что АТО — блеф и на самом деле умышленно саботируется властью

Фото: Александр Турчинов // Global Look

По данным пресс-секретаря «народного ополчения» Славянска, силовики возобновили антитеррористическую операцию. В то же время некоторые украинские политики и эксперты уверены, что АТО — блеф и на самом деле умышленно саботируется властью.

О том, насколько это правда, а также о том, когда вооружённым силам Украины удастся захватить юго-восток страны и удастся ли вообще, мы поговорили с политологом Леонидом Поляковым.

— Пресс-секретарь «народного ополчения» Славянска Стелла Хорошева рассказала, что 7 мая украинские силовики взяли под контроль два блокпоста в северной части города. Остальные пока остаются за ополченцами. Можно говорить о том, что силовики постепенно захватывают город?

— В общем по тем сообщениям, которые имеются, можно говорить о том, что эта антитеррористическая операция, [проводящаяся] с помощью вооружённых сил Украины, разворачивается как постепенный захват территорий Славянска с боями и, очевидно, с человеческими жертвами с обеих сторон.

— Александр Турчинов заявил о продолжении антитеррористической операции. Когда силовики смогут окончательно взять под контроль юго-восток Украины?

— Речь о том, что взять под контроль весь юго-восток, имея в виду и Луганскую, и Донецкую области… Перспектива очень простая: чтобы это осуществить, необходимо применить вооружённые силы на большой территории против большого количества людей. Если вот эти киевские власти готовы к массовым жертвам, они могут это сделать, потому что понятно, что у этих республик ополчение вооружено крайне слабо и протестовать вооружённым силам по-настоящему невозможно. Но, опять-таки, речь идёт о том, какова сторона этой возможной победы.

[:image:]

— Что вы имеете в виду?

— Ну, если всё это приведёт к массовым жертвам, то, мне кажется, вполне правомерно будет поставить вопрос о том, чтобы киевские власти были привлечены к Международному уголовному суду по обвинению в преступлениях против человечества.

— В данной ситуации, во избежание больших жертв, как следует поступить протестующим на юго-востоке?

— Нет, ну протестующие протестуют же не просто так. Они защищают себя, свои жизни, своё будущее, своё право жить свободно, а не по принуждению, своё право говорить на том языке, который считают родным, поэтому тут люди готовы действительно гибнуть и умирать за эти права. И тут выбор довольно простой.

— Перед протестующими?

— Нет. У Турчинова и его подельников, так скажем. Если они готовы давить гусеницами и стрелять в мирное население, в пенсионеров, женщин и детей, то пожалуйста, но по всем канонам международного права современного они превращаются в преступников, против которых можно применять меры воздействия.

Я напомню, что на том основании, что, так сказать, в Ливии Каддафи был обвинён в том, что он развязал войну против собственного народа, против Ливии были применены санкции сначала в виде бесполётной зоны, потом просто в виде интервенции и его персонального уничтожения. На нечто подобное, по сути дела, напрашиваются и нынешние киевские власти.

[:image:]

— И выходит, по-Вашему, даже смысла строить диалог с киевскими властями у юго-востока нет?

— Дело в том, что диалог очень простой. Чтобы вести диалог, нужно сначала выяснить позицию большинства. Мнение тех людей, которые просто живут в этих областях, которые теперь провозглашены в качестве народных республик. Чтобы выяснить точку зрения, необходимо провести референдум. Референдум назначен на 11 мая. И без проведения референдума не с кем и не о чем разговаривать.

— То есть, нам нужно ждать итогов?

— Да. По итогам этого референдума можно представить себе, что, если у киевских политиков хоть какая-нибудь вменяемость осталась, можно садиться за стол переговоров и искать компромисс. А пока разговаривать, в принципе, и не о чем. Да, в общем-то, и не с кем, потому что когда в тебя стреляют люди, получившие власть путём вооружённого переворота, совершившие государственное преступление, то садиться за стол с такими людьми означает признавать [их] власть. А я сомневаюсь в том, что жители юго-востока готовы признать власть тех, кто называет себя властью в Киеве.

— Экс-народный депутат, бывший член Партии регионов Тарас Чорновил заявил, что вся в целом антитеррористическая операция — блеф, а юго-восток Украины уже сдан России. Как вы оцениваете такое мнение?

— Украинские политики по-разному пиарятся. Вот Чорновил тоже решил как-то пропиариться в этом смысле. Ну, если он считает, что юго-восток сдан России, то мы воспримем это высказывание как факт. Хотя хочу подчеркнуть, что никакого злого умысла со стороны России, никакой провокации, никакого руководства тем, что происходит на юго-востоке Украины, нет, Россия не ведёт. Это всё абсолютно спонтанное движение людей. Точно так же, как это было в Крыму и Севастополе. Россия это восприняла как факт в случае с Крымом и Севастополем. И вполне возможно, что нам придётся признать тот же самый факт в случае с Луганской и Донецкой народными республиками.

[:image:]

— Некоторые эксперты считают, что антитеррористическую операцию саботируют умышленно сами власти Украины. Если так, то ради чего?

— Трудно говорить о том, что происходит внутри властной верхушки киевской нынешней. Но очевидно, что многие там понимают: если произойдут новые трагедии, если начнёт проливаться кровь в массовых масштабах, если начнётся полноценная операция с гибелью сотен и тысяч людей, то это заставит Украину по всей предыдущей истории искать козла отпущения. Сейчас этим козлом отпущения вроде бы является Турчинов, но на самом деле это не так, он просто сформулировал задачу. Ведь всегда есть конкретные исполнители, которые должны выполнять этот приказ.

Это неизбежно, потому что сама перспектива украинского государства совершенно неопределенна и непонятна. И естественно, что там никто не хочет оказаться в роли того последнего, кто отдал приказ.

И вот я так подозреваю, что и в армии, и в МВД, и в спецслужбах достаточно много людей просто уклоняются от того, чтобы этот приказ использовать и исполнять по принципу «дали приказ» — захватить какую-либо территорию или что-то делать… Но в общем можно это рассматривать отчасти и как саботаж.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика