Валерий Хомяков: Российские власти будут рвать и рубить Украину, но это огромное поражение

США подозревают Россию в попытках дестабилизировать ситуацию на Украине, то есть развалить её на части и столкнуть население друг с другом. Стоит ли нам ждать новые санкции или нечто большее

Фото: Валерий Хомяков // Russian Look

США подозревают Россию в попытках дестабилизировать ситуацию на Украине, то есть развалить её на части и столкнуть население друг с другом. Стоит ли нам ждать новые санкции или нечто большее? Об этом рассказал генеральный директор Совета по национальной стратегии РФ, политолог Валерий Хомяков.

– Президент США предупредил Россию, что в случае попытки дестабилизировать обстановку на Украине Россия столкнётся с последствиями. Валерий Алексеевич, как вы думаете, о каких последствиях речь?

– Я думаю, это, конечно, президенту США виднее. У него все ресурсы. Последствия экономические, безусловно. Это очевидно. Я думаю, что такие официальные санкции, о которых они объявляют, объявляет Евросоюз, — это так, некое прикрытие. Там достаточно много рычагов — и в Соединённых Штатах, и у Евросоюза — для того, что бы сделать нам «бо-бо», я бы так сказал. Ну, не нам с вами, а экономике, что и по нам ударить может. Поэтому эти санкции, они более чреваты негативными последствиями — это санкции «подковёрные», нежели то, о чём объявляется. Когда наши эксперты, политики начинают хихикать, ёрничать по этому поводу, я бы им не советовал это делать, прямо говоря, поскольку США и Европы — довольно серьёзные оппоненты в экономическом, и в политическом, и в военном плане, безусловно.

Я думаю, что, конечно же, существуют опасения, что Россия может продолжить эскалацию на юго-восток. И если внимательно посмотреть вчерашнее выступление Дмитрия Пескова, пресс-секретаря нашего президента, он там достаточно любопытное заявление сделал: он, анализируя и рассказывая, какие обращения и просьбы идут к Владимиру Путину к сегодняшней встрече по «горячей линии», сказал, что президента критикуют за нерешительные действия на юго-востоке Украины, и этих обращений достаточно много. Надеюсь, я ошибаюсь, но я думаю, что это некая информационная подводка, чтобы дальше уже действовать. Поэтому я думаю, что Европа и США попробуют пресечь эти попытки, что означает лобовое столкновение как максимум.

– Вооружённое?

– Да, безусловно. И этого сценария не хотелось бы совершенно, но это сегодня присутствует. Об этом говорил и Владимир Путин, отвечая на многочисленные вопросы во время прямой линии. Главная тема — Крым и Севастополь. Кстати, жители Путина поприветствовали, это было видно — это искреннее. Не постановочный вариант.

– В случае подобного развития событий кто будет союзником или союзниками России?

– У нас союзники определились… Это Ким Чен Ын, политический деятель Северной Кореи, большой поклонник животных — даже своего дядю скормил собакам в своё время. Так что, если он с собаками сюда приедет, у нас, наверно, будет большая помощь…

Другие союзники, которые официально голосовали на заседание Совета Безопасности, — Белоруссия и Армения. Но они вряд ли подумают даже о том, чтобы высказать поддержку России. Поэтому мы здесь одни.

[:image:]

– И даже Китай нам не союзник?

– Там дураков-то нет! Там, конечно, есть дураки, но они не у власти находятся, в отличие от некоторых стран, о которых мы с вами сейчас разговариваем. Китай будет ждать и выжидать, что с этого можно, как говориться, срубить. Он не будет ссориться с Америкой, потому что экономика Китая связана с Соединёнными Штатами. И поддержка американской экономики зависит от китайской в значительно большей мере, чем наша экономика завязана на Европу и Соединённые Штаты. Поэтому нет у нас союзников.

– Тогда кому же нужна это война? Кто её инициатор?

– «Ястребы» есть везде. У нас есть «ястребы», которые хотят побряцать оружием, предстать перед потомками как собиратели русских земель. Такие цари у нас были, они вошли в историю. Это и Пётр Великий, и Екатерина, и в какой-то степени Иван Грозный, ну и Сталин, разумеется. Поэтому кто-то хочет вписать свою фамилию, имя в эту книгу собирателей русских земель.

Забыли уже о модернизации, забыли, что у нас с экономикой, что мы живём на углеводородах. Ведь как-то об этом давно не говорится. Ни о модернизации, ни о чём. Сейчас главная тема — собрать земли, всё, что плохо лежит, прихватить, и дальше предстать перед потомками в качестве ещё одного собирателя русских земель.

Наверное, это и есть основной фактор. Всё остальное на заднем, третьем плане. Рассоримся мы со всем миром или частью его, что будет в результате этих санкций, явных или не явных, как будут относиться к нам, уже к обычным гражданам, обычные жители и граждане Украины и других стран, — это мало кого интересует. Главное то, что я сказал выше. Я, конечно, не хочу никого и ни в чём подозревать, но невольно этот факт всплывает.

[:image:]

– При каких условиях удастся не допустить войны?

– Условие одно: наличие доброй воли и понимания, что в историю со знаком «плюс» можно войти и другим способом, а именно — предотвратив этот возможный серьёзный внутренний конфликт на Украине. Это было бы более надёжной гарантией входа в историю. Фамилия человека, который остановил гражданскую войну — такая-то, он остановил, он сказал: всё, никакой войны, мы участвуем в совместных переговорах с Евросоюзом украинским руководством. Мы, и Россия в том числе, выступаем гарантами того, что будут проведены легитимные, честные выборы президента Украины. Мы гарантируем и обязуемся не мешать украинскому народу определять свою дальнейшую судьбу. И мы, Россия, считаем, что это дело украинского народа — определять своё государственное устройство, а не требовать только федерализации.

– Но ведь большинство жителей Украины выступает за федерализацию? Какой недостаток вы видите?

– В нынешних условиях федерализм для Украины губителен. Когда показывают картинки наши амбициозные каналы и говорят, что это люди, которые требуют федерализации, я уверен, что 99% не понимают смысла этого слова, глубинного смысла. Они услышали, что они за федерализм, и не знают, что это такое. В чём его суть, в чём его смысл, в чём его конкретное наполнение, в чём его плюс для них, для него, какого-нибудь Иванова Иван Ивановича из Донецкой области? Что он этого федерализма выигрывает и почему он сейчас проигрывает от того, что федерализма этого нет? Поэтому это всё очень надуманная причина.

Ведь так же о федерализме не говорили, когда Янукович сидел в Киеве. Разве Украина была другой? Нет, она была точно такой же, с теми же проблемами, которые ничуть не меньше, чем есть сейчас. Она была разная, об этом говорили кремлёвские пропагандисты, которые тогда почему-то не упоминали о федерализме, необходимости перехода к нему. И кремлёвские как раз говорили, в том числе и ваш покорный слуга об этом писал ещё в середине 90-х годов, что для Украины оптимальной формой государственного устройства был бы федерализм в силу разности культурного, этнического, конфессионального отношения. Тогда же этого никто не слышал, в Кремле тем более не до этого было. Теперь же они все вдруг стали за федерализм. Со своим федерализмом разберитесь — нашего нет уже!

Так что вопросов много, у меня большой пессимизм по поводу перспектив на эту линию. И, возможно, на другую логику поведения нашего руководства. Оно с помощью силы будет рвать и метать дальше. Можно порубить и те же области украинские: Донецкую, Луганскую. Или чтобы все сказали: «Вот, уже Приднестровье в составе Российской Федерации». Но ничего хорошего из этого не получится. Да, это будут ликования, восторги, хлопы, одобрямсы, но по сути это всё — огромное и серьёзное стратегическое поражение.

– То есть, на ваш взгляд, вне зависимости от того, что сейчас предпринимается для сохранения Украины как государства, страна в итоге распадётся?

– Её «распадут». Да, к сожалению это будет именно так.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика