Илья Пономарев: Раскачивая Восточную Украину, Россия породит долгосрочный хаос

Европейский союз разделил соглашение об ассоциации с Украиной на две части: политическую и экономическую. Первую часть Евросоюз уже подписал, а насчёт второй планирует в том числе посоветоваться с представителями российской стороны

Фото: Илья Пономарев //

Европейский союз разделил соглашение об ассоциации с Украиной на две части: политическую и экономическую. Первую часть Евросоюз уже подписал, а насчёт второй планирует в том числе посоветоваться с представителями российской стороны. Об абсурдности этой идеи и о том, кто и как может приблизить распад Украины, рассказал нам депутат Государственной думы Илья Пономарёв.

– Как вы думаете, почему соглашение об ассоциации ЕС и Украины российский МИД считает поспешным решением?

– Потому что оно абсолютно не является продуманным с точки зрения последствий для той же самой украинской экономики и, конечно, оно мотивированно сугубо политически. То есть сейчас соглашение носит характер оборонной инициативы, совершенно сиюминутной, и не думают о долгосрочных последствиях [для] украинской экономики в целом.

– А вы сами как считаете?

– Я весь прошлый год занимался тем, что уговаривал европейских коллег и прочих не лезть в историю с евроассоциацией. И для меня было совершенно понятно, что закончится это всё дело плохо, неминуемым конфликтом. Так оно и получилось. И я считаю это большой ошибкой Евросоюза, что он всю эту историю затеял.

– Евросоюз разделил соглашение об ассоциации на две части. Политическую сторону они уже подписали, вторую пока нет. Им нужно посоветоваться с Россией в вопросах Таможенного союза. У нас есть какая-то чёткая позиция в этом плане? То есть, как мы ответим и что?

– В общем, мне с самого начала идея «советоваться» казалась несколько странной. О чём здесь, собственно, советоваться? Это решение, которое должна принимать украинская сторона, исходя из того, что им выгодно, а что им невыгодно. Причём здесь Россия?

Вот как раз с политической стороной было бы правильнее со стороны Евросоюза предложить эту евро ассоциацию всем постсоветским странам, потому что я считаю, что Россия — всё-таки часть Европы. Она такой и должна быть. Мы часть европейской общей цивилизации, европейцы — часть нашей цивилизации. И то, что это было [предложено] отдельно Украине, носило по самой форме конфронтационный характер: что, значит, Украину от нас пытаются оторвать. Это и привело к конфликту.

А что касается таможенных, торговых отношений — этот вопрос вполне «счётный». И, на мой взгляд, для любого человека, который его посчитал, очевидно, что Украине выгоднее быть с Таможенным союзом, нежели находится в европейском экономическом пространстве. И из-за того, что они настаивают на ассоциации, украинцы ещё прослезятся сто тысяч раз.

– Не кажется ли вам, что Евросоюз сейчас решает всё за Украину?

– Нет, мне кажется, гораздо больше сейчас Россия решает судьбу Украины, чуть в меньшей степени Америка, взаимодействующая с Россией, и ещё в меньшей степени Европа. Я вообще считаю, что у европейцев нет внятной внешней политики. И это одна из их серьёзных системных проблем.

– Ранее Владимир Путин заявлял, что Россия в случае подписания ассоциации вынуждена будет защищать свою экономику и отменить все льготы для Украины. Значит ли это, что мы фактически закроем свой рынок для Украины?

– Это естественно, потому что не могут быть открыты две двери — появляется сквозняк. И нельзя так: сначала с одними таможенные льготы, потом с другими. Получается, что Украина просто становится территорией контрабанды Европы в Россию. Зачем нам это надо? Мы так долго боролись, выстраивая в этом смысле нормальные отношения с Белоруссией, где какое-то время существовала похожая история. Нам удалось это выстроить, так зачем же допускать это повторно?

– Не приведёт ли это к изоляции страны, а, в конечном счёте, и распаду?

– Нет, это не приведёт к изоляции Украины, это приведёт к тому, что Украина станет глухой европейской провинцией, одной из самых бедных. Это может произойти.

Распад — другая история. Это будет зависеть не от Украины, а от России. Если наше государство будет раскачивать ситуацию в восточных областях — несмотря на то, что там нет доминирующей точки зрения на тему того, с кем они хотят быть, с Украиной или Россией, но у них общество расколото на востоке, — то породит долгосрочный период хаоса и нестабильности в этих регионах. И ничего хорошего от этого не будет.

– Как будет зависеть кризис на Украине от полного подписания или не подписания этого соглашения?

– Это упрощает позицию киевской власти, потому что она выполняет свои обязательства перед Майданом, который и привёл их к этой власти. А экономические сложности она может списать на агрессию со стороны России. Поэтому, конечно, это со стороны Европы помощь стабилизации положения действующей сейчас власти на Украине.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика