Новости дня

16 декабря, суббота













15 декабря, пятница
































Как будет работать новый порядок решения споров с банком

Собеседник №10 '14

В России вот-вот будет принят закон, по которому споры граждан и банков будут решаться не в суде, а в офисе финансового омбудсмена, защитника от несправедливости. Как новый порядок будет выглядеть на практике?

Решить вопрос до суда

Идея разгрузить суды и сделать решения по финансовым вопросам более грамотными существует давно. Вот ради этого и был разработан закон о финансовом омбудсмене. А фактически – о досудебном урегулировании претензий граждан к финансовым организациям (банкам, страховым компаниям и т.п.).

Финансовый омбудсмен в России появился уже 3,5 года как, но это скорее почетная работа на общественных началах и при добровольной помощи банков, чем четко отлаженный механизм решения споров. Неудивительно, что к нему за решением своих проблем за все эти годы обратились чуть больше 20 тысяч человек, в то время как в суды только в 2013-м было подано 236 тысяч претензий к финучреждениям.

Как это работает сейчас

Обратиться к омбудсмену может только физическое лицо. И лишь в том случае, если его дело уже не рассматривается в суде. Пока с жалобой разбирается омбудсмен, обращаться в суд нельзя.

До подачи жалобы омбудсмену (в письменном виде, с копиями кредитного договора, страховки и т.д.) гражданин должен сначала направить ее в адрес банка, на который жалуется. Банк должен ответить в течение 30 дней. Форма заявления омбудсмену есть на сайте Ассоциации российских банков (АРБ).

Омбудсмен – теоретически – может рассматривать споры только в отношении тех организаций, которые присоединились к институту финомбудсмена официально (на сегодня их 30). Они обязаны исполнять его решения и не имеют права обжаловать их в судах. Но так как «клиентов» омбудсмена (то есть финорганизаций, с которыми у граждан возникают проблемы) – 130, то ему приходится обращаться ко всем, в надежде на их лояльность. 

– Надо отдать им должное, – уверяет финансовый омбудсмен РФ Павел Медведев, – они редко обманывают мои надежды.

Что изменится

– Сейчас гражданин, у которого возник конфликт с банком или иным финансовым учреждением на сумму не более 300 тыс. рублей, – объясняет Павел Медведев, – может подать иск в суд, а может обратиться к финансовому омбудсмену. По желанию. После принятия закона к институту финансового омбудсмена обязательно должны будут присоединиться все банки и все страховые компании. И гражданин обязан будет сначала обратиться к финансовому омбудсмену, а в суд – лишь после этого. И то лишь в случае, если будет не согласен с решением омбудсмена. При этом банк в суд обратиться по-прежнему не сможет.

Сейчас омбудсмен решает споры в пределах 300 тыс. руб-лей, – продолжает Медведев. – После принятия закона «цена» споров, которые будут переданы в ведение омбудсмена, повысится до 500 тыс. рублей (в сущности, это все вопросы потребительского кредитования, так как граждане в подавляющем большинстве берут кредиты в пределах этой суммы).

С чем идти к омбудсмену

– Самые частые обращения, – делится статистикой Павел Медведев, – просьбы о реструктуризации кредита. Дальше идут проблемы со списанием денег с карточек. Случаи, когда человек вдруг обнаруживает, что на его имя кто-то взял кредит (либо его оформили по ошибке, либо по потерянному паспорту). И ситуации, когда банк – при досрочном погашении кредита – не возвращает клиенту страховые премии и иные выплаты.

Соответственно к омбудсмену идут и те, кто недополучил или вообще не может получить страховые премии от страховых компаний.

Плюсы и минусы

Из плюсов нового порядка можно вычленить два. 

Во-первых, это очень дешевая процедура. Обратившийся к омбудсмену гражданин ничего не платит. Все бремя содержания этого института ложится на банки-учредители (как это сейчас) или на ЦБ (как планируется в новом законе).

Во-вторых, сроки рассмотрения жалоб приятно конкурируют с судебными.

– В суде пройдет не менее полугода с момента подачи иска до принятия решения, – ведет подсчеты Павел Медведев. – А при неурегулированном вопросе по кредиту это беда: ведь все это время набегают проценты, пени...

К минусам можно отнести то, что вместо одной инстанции (суда) человеку придется обращаться по очереди в две (к омбудсмену и в суд), ведь никто не гарантирует, что он останется доволен решением омбудсмена. Впрочем, если верить статистике обжалований решений омбудсмена, таких людей будет немного.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания