Глеб Павловский: Спасение от трагедии на Украине - в изоляции и отсечении

То, что происходит в данный момент, происходит не по чьему-то сценарию. Если у России вначале и были сценарии, то сейчас они отчасти сбиты. Есть кризис, и продолжается его эскалация

Фото:

- То, что происходит в данный момент, происходит не по чьему-то сценарию. Если у России вначале и были сценарии, то сейчас они отчасти сбиты. Есть кризис, и продолжается его эскалация, - считает известный политолог Глеб Павловский, комментируя ситуацию на Украине и грядущий референдум о присоединении Крыма к России, где, по данным на 8 марта, напечатали 2 200 000 бюллетеней.

С моей точки зрения, в любом кризисе всегда есть главные и не главные участники. Первый круг – узкий, во второй входят те, кто пользуется кризисом в своих целях, кто заинтересован в его затягивании и даже развитии – игра идет не на их деньги, а в прибыли могут быть они.

Эскалация кризиса сейчас идет не за счет России и Украины, а за счет двух элементов: с одной стороны, крымских властей, которые непонятно что собой представляют; с другой стороны, за счет западных стран второго ряда, вроде Франции и Польши, которые решают свои задачи, и не всегда понятно, какие именно. Эти задачи могут быть внутриполитические, как у французского президента, который занял жесткую позицию, потому что у него скандал с любовницей. Швеция часто занимает жесткую позицию. Так же как и Польша, для которой это шанс выйти на первый план. Они разгоняют кризис. Однако эскалация угроз санкций бессмысленна, даже если представить, что эти санкции когда-то будут введены, то они точно никак не повлияют на кризис: к тому времени он уже уйдет. Эти угрозы имеют чисто символический характер, они ужесточают всех и начинается игра «слово за слово».

Америку сейчас толкают поляки и республиканцы, которые перешли в режим ожесточенной критики Обамы: Путин начинает войну, а ты что чешешься.

Надо изолировать и отсечь второстепенных от главных, и главным надо договориться. А главные – это Россия, Германия с Евросюзом и США. Входит ли в это число Украина, спорно, хотя без ее участия решение проблемы невозможно. Я говорю это с грустью, потому что Россия будет требовать, чтобы на переговорах присутствовал Крым, а Украина вести переговоры ни с каким Крымом не будет.

Значит, надо найти формулу. У каждой сторон существует с кем-то отношения доверия: у Москвы, у Вашингтона, у Ангелы Меркель и даже Киева. Здесь придется применять челночные действия, могут формироваться отдельные группы переговоров. Польша может разговаривать с Киевом без каких-либо проблем, Германия может разговаривать с гораздо большим количеством участников, чем Германия вместе с Америкой. Нужно два такта: сначала переговоры с приемлемыми участниками и потом сведение позиций держав.

Если начнется стрельба, все это будет невозможно: начнется кризис, еще более тяжелый, и тогда все будет происходить в каком-то другом формате.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика