05.03.2014

На какие законы опираются Москва и Киев в российско-украинском конфликте

Свое обоснование законности нарушения суверенитета Украины Россия представила на вчерашнем заседании Совета Безопасности ООН - заявление от гражданина Виктора Януковича

Свое обоснование законности нарушения суверенитета Украины Россия представила на вчерашнем заседании Совета Безопасности ООН - заявление от гражданина Виктора Януковича.

В нем свергнутый Майданом президент пожаловался, что жизнь и безопасность людей, особенно на юго-востоке Украины и в Крыму, находится под угрозой. Янукович заявил, что «люди преследуются по политическому и языковому признакам», и обратился к президенту России с просьбой «использовать вооруженные силы Российской Федерации для восстановления законности, мира, правопорядка, стабильности, защиты населения Украины».

Казалось бы, все логично: президент суверенного государства попросил президента другого суверенного государства о помощи. На первый взгляд всё вроде законно. Если, конечно, считать Януковича по-прежнему законным президентом, что вызывает большие сомнения даже на востоке Украины.

Правда, еще на пресс-конференции в Ростове несколькими днями ранее Янукович ни о какой военной помощи со стороны какой бы то ни было страны не упоминал. Во время субботнего заседания в Совете федерации его фамилия также не звучала, и Путин ни словом ни упомянул об обращении к нему Януковича:

«В связи с экстраординарной ситуацией, сложившейся на Украине, угрозой жизни граждан Российской Федерации, наших соотечественников, личного состава воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцирующегося в соответствии с международным договором на территории Украины (Автономная Республика Крым), на основании пункта «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации вношу в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обращение об использовании Вооружённых Сил Российской Федерации на территории Украины до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране».

[:image:]

Вероятно, то самое обращение, продемонстрированное в Совбезе, появилось уже постфактум, чтобы как-то закамуфлировать нарушение Кремлем международного законодательства. Вот только Верховная Рада приняла заявление, в котором напомнила России, что просить о вводе войск в Украину может только парламент страны. Согласно ст. 85 (подп. 9) Конституции Украины к полномочиям Верховной Рады относится в том числе «объявление... об использовании… иных воинских формирований в случае вооруженной агрессии против Украины». Так что с обоснованием законности возможно вторжения у российского МИДа не очень-то получилось.

Кроме того, Россия устами представителя страны в Совете безопасности ООН предложила вернуться к соглашению Януковича с оппозицией от 21 февраля об урегулировании кризиса в Украине, забывая о том, что именно Янукович сам же его и нарушил. А конкретно, первый же его пункт: «В течение 48 часов после подписания данного соглашения будет принят, подписан и обнародован специальный закон, который восстановит действие Конституции Украины 2004 года с изменениями, внесенными до этого времени. Подписанты заявляют о намерении создать коалицию и сформировать правительство национального единства в течение 10 дней после этого».

В тот же день, 21 февраля, Верховная Рада приняла в трёх чтениях «Проект Закона о восстановлении действия отдельных положений Конституции Украины», возвращающий Конституцию 2004 года. Вот только Янукович, тогда еще президент, неожиданно покинув столицу Украины, законопроект так и не подписал, хотя с тех пор времени прошло гораздо больше, чем 48 часов. Вместо его подписи на документе в Крыму появились неопознанные войска без нашивок, но в полном обмундировании. Заметьте, еще до всякого обращения, то есть с нарушением международного права.

[:image:]

Что конкретно нарушает РФ в глазах мирового сообщества? Больше всего Украина и западные страны напирают на хорошо известный Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия, принятый в Будапеште 5 декабря 1994 года.

Пункт 1 меморандума гласит: «Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают Украине свое обязательство в соответствии с принципами Заключительного акта СБСЕ уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины». А пункт 2 добавляет: «Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают свое обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Украины и что никакие их вооружения никогда не будут применены против Украины, кроме как в целях самообороны или каким-либо иным образом в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций».

А ведь есть еще и пункт 3: «Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают Украине свое обязательство в соответствии с принципами Заключительного акта СБСЕ воздерживаться от экономического принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода». Давайте вспомним события полугодовой давности (когда «останавливался» весь импорт из Украины). Возможно ли истолковать это как экономическое принуждение, направленное на то, чтобы подчинить своим собственным интересам (в данном случае — вступлению Украины в Таможенный союз) осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету, и обеспечение себе преимущества?

Что должно ждать Россию за нарушение условий этого документа? Согласно пункту 4 меморандума: «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают свое обязательство добиваться незамедлительных действий Совета Безопасности ООН по оказанию помощи Украине».

[:image:]

Однако российские власти уповают на статус державы как члена Совета Безопасности и на возможность ветировать любой документ в Совбезе.

Единственный ответ Евросоюза и США может лежать в плоскости экономических и культурных связей. Но, как отмечают специалисты, в отличие от американцев Европа вряд ли пойдет на замораживание отношений с Россией. Она просто не может этого себе позволить из-за зависимости от российского сырья. К тому же она бюрократически очень неповоротлива. Вот и федеральный канцлер Ангела Меркель предложила создать для начала политического диалога контактную группу под руководством ОБСЕ.

Зато госсекретарь США Джон Керри уже пригрозил Москве многомиллиардным ущербом для торговли и инвестиций, визовыми санкциями и исходом американского бизнеса из России. О военном участии НАТО никто пока не говорит, но саммит G8 в Сочи и соглашение о безвизовом режиме между ЕС и РФ — уже под вопросом...

Днем 4 марта Верховная Рада приняла постановление, в котором помимо выражения солидарности и поддержки Вооруженным силам Украины есть обращение к «парламентам государств-сторон Будапештского меморандума и международным организациям с призывом направить специальные мониторинговые миссии с целью ознакомления с реальным положением дел в Украине». Кроме того, украинский парламент призвал президента России не допустить введения российских войск на территорию Украины. Министр обороны Финляндии отменил визит в Санкт-Петербург, где планировалась его встреча с Сергеем Шойгу, причем встреча была запланирована полгода назад. Также США уже решили не принимать экспертов Россельхознадзора на переговорах о присоединении Казахстана к ВТО: решение из Вашингтона пришло перед самыми переговорами; при этом приглашение делегации Казахстана осталось в силе.

[:image:]

Чем завершиться крымский референдум о независимости — неизвестно, но результаты его также не могут быть легитимными. Изменение границ 24 областей Украины и Автономной Республики Крым по Конституции допускается только и исключительно решением всеукраинского референдума. А по статье 85 (п. 29) украинской Конституции образование, ликвидация и изменение границ районов объявляется полномочием парламента Украины.

В перспективе же велика вероятность того, что подобный шаг со стороны России так же аукнется ей самой: вероятно, какая-либо страна решит защищать здесь с оружием своих сограждан или единоверцев. Это, конечно, опять-таки будет лежать вне международного правового поля, но возразить в данной ситуации Кремлю будет уже нечем.

                                                                                                                                                                                                                                                            Пилип Олев, юрист

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика