Дмитрий Орлов: Несмотря на свержение и бегство, Янукович остается козырем очень высокой ценности в руках России

Появление Виктора Януковича в России произвело эффект разорвавшейся бомбы. Шансы Виктора Януковича на возвращение, а также политическую обстановку на Украине мы обсудили с политологом Дмитрием Орловым

Фото: Russian Look

Появление Виктора Януковича в России произвело эффект разорвавшейся бомбы. Шансы Виктора Януковича на возвращение, а также политическую обстановку на Украине мы обсудили с политологом Дмитрием Орловым.

- Дмитрий Иванович, как вы считаете, останется ли Виктор Янукович в политике?

- Я думаю, что несмотря на свержение и бегство, некоторое время Янукович останется политической фигурой. Во всяком случае, в качестве козыря, серьёзной карты в руках России в диалоге с Евросоюзом, Соединёнными Штатами и новыми, ещё нелегитимными украинскими властями. И его ценность будет оставаться очень высокой как минимум до выборов 25 мая, назначенных Верховной радой. До этого момента он остаётся легитимным президентом.

При этом я считаю, что электоральные перспективы Януковича сегодня весьма невелики. Скажем, если бы выборы проходили в декабре, он реально мог бы даже рассчитывать даже на победу. Мог бы консолидировать восточный электорат, а западный условно раскололся бы между союзниками и сторонниками различных политических партий проевропейской направленности. Сегодня его поддержка, я думаю, невелика, и как электоральная фигура он значения не имеет. Скорее как фигура для переговоров, как легитимный президент, получивший гарантию безопасности от Москвы.

- То есть он уже ничего не сможет сделать для того, чтобы вернуть себе лидирующие позиции и доверие народа?

- Он оставил свою должность и убежал из страны. Конечно, всё возможно, но трудно представить себе обстоятельства, при которых граждане вновь доверили бы ему пост президента. Мне кажется, есть для этого достаточно серьёзные препятствия. И также политический стиль Януковича, и то, что он предпринимает, не позволит ему эти препятствия преодолеть.

- В любом случае, у Януковича есть те, кто за ним стоит и его поддерживает. Так бы он давно скрылся где-нибудь и не показывался. Вопрос только в том, кто эти люди? Вы как считаете?

- Конечно! У него осталась поддержка некоторой части населения. Я сейчас затрудняюсь назвать цифры, но это факт. Не половина, как это было недавно, а всего лишь несколько процентов. Безусловно, есть, я думаю, и представители бизнеса, которые по-прежнему готовы делать на него ставки, но это несопоставимо с той масштабной коалицией, которая его поддерживала совсем недавно. А так, естественно, есть и остаточное электоральное влияние и возможности, и остаточная, ещё раз подчёркиваю, поддержка бизнеса у него остались.

Он может оставаться деятелем не первого порядка. Вопрос только в том, что должны произойти какие-то очень сильные изменения в украинской политике, чтобы он смог претендовать на лидерство.

- Можно ли будет говорить о разрыве взаимоотношений между Украиной и Россией, если власти последней предоставят убежище Януковичу?

- Нет, я думаю, что никакого разрыва не произойдёт. Тем более что украинские власти сейчас, наоборот, заинтересованы в легитимации. И как раз для них признание российскими властями будет очень много значить. Конечно, предоставление политического убежища будет неблагоприятно воспринято прозападной элитой, но я думаю, что если российские власти пойдут на этот шаг, то никаких серьёзных последствий за собой это не повлечёт. Ну, будет какая-нибудь негативная реакция. Катастрофы из-за этого не выйдет.

Но, в то же время, мне кажется, что предоставлять политическое убежище Виктору Януковичу не нужно сейчас просто потому, что это законсервирует его статус. Наоборот, пока его статус не определён, ему просто предоставили гарантию безопасности. И это значит, что российские военные или силы безопасности его охраняют от каких-то посягательств с чьей-либо стороны.

Статус остаётся неопределённым и становится элементом торга. Заметьте: статус Януковича — элемент торга, его реальные возможности на промежутке до 25 мая — тоже элемент торга. Причём этот элемент в руках у российской стороны. Он не осложняет нам ничего, а наоборот, делает позиции российской стороны более сильными. Во всяком случае, пока Янукович остаётся легитимным президентом, он очень усиливает наше положение.

- На Украине планируют провести досрочные президентские выборы. Как вы считаете, пройдут ли они законно?

- Президентские выборы объявлены незаконно. И в силу этого несут в себе проблему легитимности, которая потом будет стоять у нового президента. Вообще всё, что делает сегодня украинская власть, представляет собой одну большую проблему. Рада не обладает достаточными полномочиями, чтобы принять целый ряд решений, легитимный президент находится вне территории Украины и не признаёт решений, которые предпринимает Рада. Легитимными в точном смысле уже они не будут, это очевидно.

Вопрос, насколько легитимными они будут в глазах населения, общества. Даже иначе: главный вопрос состоит в том, насколько адекватно, спокойно пройдут выборы, оправдают ли они надежды граждан. Вот именно эти факторы определят последующее признание или непризнание президента важнейшими игроками.

- На посту окажется кто-то из «уличных» деятелей или политик, особо не мелькавший во время всей шумихи?

- Думаю, что вообще нужно провести серьёзные исследования. По-хорошему, узнать, какой есть запрос у граждан, какие есть бизнес-группы, которые готовы поддержать нового лидера страны. На мой взгляд, все украинские элиты — и провластные, и оппозиционные — очень сильно ухудшили свой имидж из-за бесконечных переговоров, отказов от договорённостей, постоянного парирования. Фактически в процессе всех этих мелких соглашений и последующих несоблюдений договорённостей растрачивается политический капитал. И он, собственно, растрачен у большинства украинских политиков. Есть, конечно, запрос на новую силу. Можно удовлетворить этот запрос за короткое время? Я думаю, вряд ли.

Тем не менее, уверен, что [лидером] будет кто-то в наименьшей степени причастный к насилию, агрессии, беспределу. По моей оценке, оптимальные шансы у политиков, которые, во-первых, наименее запятнали репутацию, во-вторых, они должны пользоваться стартовой поддержкой. Абсолютно неизвестный победить уже не сможет, потому что срок — 2 месяца с небольшим. За это время «раскрутить» с нуля политика на пост президента страны, которая состоит из множества частей, невозможно. Вот из этих двух критериев, мне кажется, и предстоит выбирать.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика