Руслан Аушев: СССР можно оправдать за войну в Афганистане, иначе Македонский, Чингисхан и страны НАТО с США - тоже идиоты

26 лет прошло с тех пор, как наши войска вышли из Афганистана. Об уроках и итогах 10-летней афганской кампании – председатель Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ, герой СССР Руслан Аушев

Фото:

25 лет прошло с тех пор, как наши войска вышли из Афганистана. Об уроках и итогах 10-летней афганской кампании – председатель Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ, герой СССР Руслан Аушев.

– День вывода наших войск из Афганистана, – это для вас праздник или грустный день?

– Просто памятная дата.

– Сейчас предлагают пересмотреть оценку афганской кампании, которую ей дал съезд народных депутатов СССР в 1989 году, сразу после вывода войск – «провальная авантюра». Вы тогда тоже были среди делегатов съезда...

– Слова «авантюра» не было. Нас там было 89 человек, которые прошли через Афганистан, и все голосовали за то, чтобы признать ошибкой решение политического руководства страны о вводе войск в Афганистан. Но это никак не умаляет подвиг более 600 000 военных, которые там побывали за 10 лет. Не надо путать политическое руководство с действиями армии. Вот, скажем, война с Чечней нужна была? Нет. А разве солдаты и офицеры, которые выполняли приказ Ельцина, виноваты в ней? Нет. Мы в Афганистане были в той же ситуации. Только мы пришли в другую страну, а Россия начала воевать внутри самой себя.

Я тогда, учитывая опыт Афганистана, просил Ельцина – не надо воевать с Чечней. Но он меня не услышал... А если мы сегодня послушаем отдельных горлопанов и переоценим ввод войск в Афганистан, мы завтра его потеряем. То есть потеряем страну, которая сегодня на нас снова начинает молится. Тут же им скажут про Россию – видите, сейчас они уже считают, что правильно вас тут нагинали.

– Но мы Афганистан и так уже давно потеряли. Американцы оттуда выйдут, но оставят военные базы...

– Да мы свою страну – СССР – потеряли, при чем здесь Афганистан? Правда, если бы Ельцин не велел прекратить поставки помощи Наджибуле, сегодня бы в Афганситане была совсем иная ситуация. Это сделала уже новая Россия. А американцы... Что мы ошибок натворили в Афганистане, что они там творят такие же ошибки. Мы пришли навязывать советский образ жизни, они навязывают им демократию... Результат – один. Для афганцев всегда хуже тот, кто пришел к ним с оружием. Мы сегодня приезжаем туда, нам говорят – мы вас уважаем, любим, стройте здесь, как всегда это было, приезжайте к нам, только без оружия..

– Мы там что-то строим?

– Какие-то договора есть. Но надо интенсивнее. Но это опять от руководства страны зависит. Необязательно надо ружьем сердца народов завоевывать. Завоевывайте их экономикой, образованием, культурой, связями, духовенством... А мы все чего-то запада стесняемся.

– Ну разве не обидно: ведь что у вас, воинов-интернационалистов, что сегодня у войск США там – функции те же. Только наше присутствие там признали ошибкой и весь мир осуждал СССР, а присутствие сил НАТО – миротворческой акцией, и никто не против. Только при них наркотрафик из Афганистана стал огромным, да и проблем никаких они не решили...

– Никто из них туда не приезжал бороться ни с наркотрафиком, ни с терроризмом. США выгоден этот регион. В этом смысле Политбюро СССР можно оправдать. Допустим, там были идиоты. Тогда выходит, и Александр Македонский, и Чингисхан, и англичане со своей великой империей (находившиеся там не один век), и страны-члены НАТО во главе с США, которые сейчас там – тоже идиоты... Значит, надо задать вопрос – а почему все лезут в Афганистан? Вся беда этой страны – она находится в стратегически важном месте. А все остальное – наркотрафик, борьба с терроризмом – лишь предлог, чтобы зайти туда.

Но что касается СССР, мы действительно туда зря пришли с оружием – потому что Афганистан был и так наш (целые поколения афганцев учились у нас, страна была привязана к СССР экономически и т.д.). Наше руководство попалось на удочку цру-шников – это они подбрасывали дезу: мол, в Афган чуть ли войска не входят, и мы кинулись туда. Между тем, Афганистан и так бы никуда от СССР не делся. Тем более, у нас там была и разведка, и спецназ, да и все советники там были наши... Так нет, мы туда с войсками зашли. Потому-то мы потом и признали: политическое решение о вводе войск было неправильным.

– Решение Шеварнадзе при выводе войск нарушить все договоренности и бомбить – выглядит как провокация. Кстати, непонятно, почему глава МИД мог дать такие указания...

– Может, и провокация. В любом случае – грубейшая ошибка. Тут тонкий момент. Афганское руководство умело уговаривать наше политическое руководство – нанести удар, провести боевые действия и т. д. Как они это делали – платили, напоили, просто уговорили – не знаю. Только, думаю, афганские боссы уговорили наших перед выводом войск нанести удар по всем базам, чтобы на время внести разлад в страну... Афганцы потом возмущались – разве так можно? Как можно с вами договариваться? Вы же слово не держите! А что командующий Громов мог сделать, когда команда поступила из Москвы? И бомбить подняли стратегическую – не фронтовую – авиацию.

– Из Таджикистана?

– Откуда угодно. Вот Дудаев тоже бомбил – из Эстонии его полк подняли...

– А западные разведки не могли к Шеварнадзе с этим подкатить? Раз вы утверждаете, что сам ввод войск был разыгран ЦРУ...

– Не знаю, это вопрос к КГБ.

– А как так получилось, что входили помогать, а потом оказалось, что против наших войск там развернулась народная война?

– Так мы и помогали поначалу... Знаете, ведь воевала максимум треть войск. Вот у меня был полк, две трети которого стояла на заставах, проводила колонны, обеспечивала порядок... И только одна треть его воевала – разведрота, артиллерия. Больше скажу – на боевые действия мы шли по просьбе афганского руководства: посадить власть в какую-то провинцию, провести колонны, очистить опорные пункты. Не было такой установки у наших войск: победить, захватить...

Наша ошибка была в том, что мы пришли туда со своими мерками – партийное строительство, комсомольские отряды, колхозы, религия отделена от государства... За это схватились идеологи на западе: русские вас заставят стать православными, они против ислама... В провинциях Афганистана – феодализм, там народ очень верующий и темный. Люди поверили... Население поднялось, и афганский народ объявил нам священную войну.

– Цифра в 15000 погибших —верная, или потери занижены?

– Нет, все правильно. Американцы сегодня хвастаются: у нас меньше потерь... Я им говорю – стоп, против нас полмира тогда ополчилось во главе с вами. А сегодня весь мир за вас, вы ничего сделать не можете. И не путайте вашу оснащенность и нашу. Да еще учитывайте, что мы не имели права первого выстрела...

Каждая жизнь священна, но, объективно – это все же потери за 10 лет на весь СССР (к слову, сегодня в России только в ДТП ежегодно гибнет 35 000 человек).

Сегодня мы стараемся увековечить их память, в специальных книгах, где поименно перечислены все погибшие. Но есть еще пропавшие без вести или в плену. Мы их ищем.

– Почему вы, а не госорганы?

– Так почему-то записано в законе, что это дело общественных организаций. Спасибо, с приходом Сергея Шойгу Минобороны стало нам активно помогать. Сейчас оживают лаборатории в Ростове-на-Дону и в Москве, где можно делать анализ ДНК останков, оживает и военная медицина... У «афганцев» появилась возможность подлечиться в военных госпиталях... И, кстати, Шойгу – первый министр обороны, который вспомнил про «афганцев» и учредил юбилейную медаль.

– А самая большая проблема у ветеранов сегодня какая?

– Социальная – медицина, жилье. И то, что нас туда вводил СССР, а сегодня мы живем в совсем другом государстве. И руководители стран – бывших республик СССР считают, что они никакого отношения к той войне не имеют.

– Так вы как глава содружества и должны на них давить.

– Я и давлю. Только у меня финансирования – минимум: Узбекистан, Молдова, Киргизстан, Туркменистан за 25 лет ни копейки не выделили. Украина проплатила свой взнос только в конце прошлого года – впервые за четверть века. Всегда платит только Россия, Казахстан, Беларусь. Это локомотивы. Еще платят Армения и Азербайджан. Так что, мне надо отказать солдату из Узбекистана или из Молдовы? Нет, мы его лечим, занимаемся его проблемами...

– Вы раньше каждые полгода общались с премьером Путиным по ветеранским делам, теперь с Медведевым. Есть разница?

– Нет они сразу подписывают все документы, которые мы предоставляем.

– А почему тогда, по данным Российского совета ветеранов только 19% ребят, прошедших Афганистан, обеспечены жильем? Почему бы ветеранов боевых действий не приравнять по льготам к ветеранам ВОВ?

– По квартирам очень тяжело: решается только порядка 30% обращений. На остальные приходят чиновничьи отписки. Вообще-то вы назвали цифры председателя РСВ Клинцевича, кстати, депутата Госдумы. Странно, что он, депутат, не ставит вопросы о соцзащите, почему не бьется за квартиры в Госдуме? Кстати, в Думе сегодня полно «афганцев». Вот они должны заниматься квартирами, медицинской защитой, соцзащитой, вопросами увековечения памяти, поиском без вести пропавших военнопленных... Почему их не слышно? Видимо, боятся без согласования что-то сделать... И уж совсем непонятно, почему они этот день назвали как-то странно: день памяти каких-то россиян, которые где-то там что-то выполняли...

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика