Станислав Белковский: Церковники даже не переживают из-за падения авторитета РПЦ, им главное - ручей государственных денег

Вот уже не один год мы наблюдаем стремительное превращение официальной Церкви в нечто среднее между государственной корпорацией и экстремистской сектой

Фото: Станислав Белковский //

Тут у нас разразился очередной публичный скандал как бы на религиозной почве. Известный федеральный депутат Елена Мизулина выступила с идеей внести в преамбулу Конституции РФ положение о православии как основе национально-культурной идентичности России. Сделано это было на заседании межфракционной группы Госдумы в поддержку христианских ценностей.

Никто из более-менее заметных спикеров, кроме фрик-депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталия Милонова, эту идею не поддержал. Даже протодиакон Андрей Кураев высказался про мизулинский проект скептически. Прогрессивная же общественность ударилась в стандартную истерику по поводу угрозы клерикализации России и превращения ее в религиозное государство. К тому же какие-то псевдоправославные типа активисты во главе с физическим лицом Дмитрием Цорионовым (самоназвание – «Энтео») ворвались на сцену Московского художественного театра во время спектакля «Идеальный муж» режиссера Константина Богомолова и учинили тем самым демарш против оскорбления христианства в этой громкой постановке.

И вот уже целую неделю мы принуждены вновь всерьез обсуждать «клерикализацию» и «религиозное государство». Спрашивается, а почему и зачем?

Во-первых, и Елена Мизулина, и кто-либо еще из людей, формально или фактически причастных к законотворчеству в РФ, понимает, что такой преамбулы в Конституции при нынешней власти не будет. Инициатива нужна: а) г-же Мизулиной для пиара среди своих сторонников; б) Кремлю – чтобы вовремя забодать проект и тем самым показать прогрессивной общественности, что не все так страшно в нашей грустной России.

Во-вторых, даже если случилось бы невозможное, и мизулинский тезис чудесным образом оказался бы в Основном законе, это вовсе бы не означало никакого религиозного государства. Поскольку главный критерий такого типа государства – примат духовной власти над светской. Как, например, в нынешнем Иране. «Поправка Мизулиной» вовсе не означает хоть малейшей передачи функций светской власти РПЦ МП или еще какой-либо религиозной институции.

В-третьих, несчастный Цорионов-Энтео просто заработал себе 5 минут славы на раскрученном «Идеальном муже». Не больше и не меньше. Никто не пострадал, в том числе «Идеальный муж», получивший тоже немножко дополнительной рекламы (в которой он, возможно, уже не сильно нуждается).

В-четвертых и в главных. О реальной (а не чисто пропагандистской со знаком «плюс» или «минус») клерикализации можно было бы говорить, если бы РПЦ действительно обладала большим и растущим духовным авторитетом в обществе. Но вот уже не один год мы наблюдаем стремительное превращение официальной Церкви в нечто среднее между государственной корпорацией и экстремистской сектой. И политическое влияние церкви, кто бы что ни говорил, падает: «Основы православной культуры» в школах внедряются еле-еле, широко анонсированные быстровозводимые храмы в Москве не возводятся из-за совокупного сопротивления бюрократии и градозащитников и т. п. Да церковники, кажется, и не сильно переживают. Им главное, чтобы проливался на них ручей государственных/окологосударственных денег, а о реальном водительстве народа речи уже нет.

Какое уж тут «религиозное государство»?

Если кто-то действительно (как я, например) хочет клерикализации, то начинать надо с роспуска РПЦ и трансформации ее в конфедерацию независимых приходов. Но этот вопрос сегодня еще не назрел.

Впрочем, это не значит, что он созреет и не перезреет завтра.

Читайте также:

Дмитрий Быков: Спасет ли православие российскую медицину?

Почему Алла Пугачёва не спасет суррогатное материнство от Елены Мизулиной

и другие публикации Станислава Белковского

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика