Почему в России Брэдли Мэннинг был бы обречен

Информатор WikiLeaks Брэдли Мэннинг получил 35 лет тюрьмы — из которых, говорят эксперты, он реально отсидит до условно-досрочного освобождения едва ли 10. Это, впрочем, тоже много. Однако что светило бы российскому Брэдли Мэннингу?

Информатор WikiLeaks Брэдли Мэннинг получил 35 лет тюрьмы — из которых, говорят эксперты, он реально отсидит до условно-досрочного освобождения едва ли 10. Это, впрочем, тоже много. Однако что светило бы российскому Брэдли Мэннингу?

Спецслужбы вообще обычно предпочитают потерять лицо, но обеспечить секретность. Говорят, работа у них такая: главное — результат. Кстати, об этом, как и о далеко идущих последствиях скандала вокруг Эдаврда Сноудена, в своём интервью порталу «Собеседник.ру» рассказал известный учёный, футуролог Данила Медведев. (Полную версию интервью читайте на нашем портале с 28 августа.)

Впрочем, последняя история с досье Эдварда Сноудена показывает, что иногда людям в штатском лучше было бы отступить. Несколько дней назад британские газеты The Guardian и The Independent под давлением правительства были вынуждены отказаться от публикации части информации, «слитой» Сноуденом (подробнее об этом читайте здесь). Журналисты, однако, не утёрлись и в отместку рассказали миру о том, о чём от них молчать не потребовали. Оказалось, что американские спецслужбы компенсировали корпорациям Google, Yahoo и Microsoft миллионные штрафы, наложенные на компьютерных гигантов за выдачу личной информации пользователей американскому Агентству национальной безопасности (АНБ).

А ведь если бы сведения о механизмах работы спецслужб были опубликованы, разведчики, возможно, вышли бы сухими из воды. Сопоставив степень вторжения в частную жизнь и количество предотвращённых терактов, британцы и американцы, возможно, признали бы действия АНБ оправданными. В конце концов, в войне с терроризмом, объявленной США и союзниками после 11 сентября 2001 года, в «домашних» встречах западные страны пока побеждают — сравнительно удачных вылазок у террористов с тех пор было всего три (взрывы в лондонском метро в 2005 году, теракты в Испании, заставившие страну выйти из участия в иракской войне, и операция братьев Царнаевых в Бостоне). Но в АНБ предпочли сохранять секретность любой ценой — и предстали в глазах общества беспринципной «крышей» Интернет-сервисов. А те, в свою очередь, окончательно закрепили за собой имидж ловушек для доверчивых юзеров — и кто знает, удастся ли им теперь отмыться.

У российских спецслужб история противодействия террористам не такая радужная, как у заокеанских коллег: теракты происходят регулярно, причём активность подрывников не ограничивается Северным Кавказом: достаточно вспомнить теракты на «Парке культуры» и «Лубянке» и взрыв в аэропорту «Домодедово». Напрашивается вывод: либо российские спецслужбы не умеют работать с данными, которые собирают с помощью слежки — либо носят белые перчатки и, как настоящие, джентльмены, за своими гражданами не следят.

В последний вариант, впрочем, верится с трудом. Во-первых, в России существует «система технических средств для обеспечения функций оперативно-рoзыскных мероприятий» (сокращённо СОРМ), в рамках которой спецслужбы также могут полностью контролировать деятельность того или иного пользователя Сети. В этом им обязаны содействовать все операторы связи — такое согласие является условием для выдачи лицензии. При этом специалисты отмечают, что правила, регламентирующие, какую информацию можно собирать без решения суда, а какую нельзя, применяются скорее по принципу «что не запрещено, то разрешено».

А во-вторых, чистоплюйство в отношении частной жизни граждан будет идти вразрез с чаяниями «заказчика» охранных услуг российских спецслужб — самих россиян. Социологические опросы неоднократно демонстрировали, что большинство соотечественников готовы променять неприкосновенность своей частной жизни на безопасность. Так что если в США приговор Брэдли Мэннингу был встречен акциями протеста по всей стране, в России подобное событие едва ли кого-нибудь взволновало бы.

Позволим себе предположить, что о российском Брэдли Мэннинге мы бы ничего даже не услышали — он был бы нам просто не интересен. А раз так, то появись такой Брэдли Мэннинг, не потребовалось бы даже соблюдать формальности, чтобы разобраться с ним. Не потребовался бы даже суд — «русский Мэннинг» давно спал бы с рыбами в каком-нибудь подмосковном пруду. И об этом, пожалуй, следовало бы помнить тем, для кого Россия, приютив Эдварда Сноудена, вдруг стала поборником открытости и прав и свобод человека на мировой арене.

Читайте также:

Информатор Wikileaks Брэдли Мэннинг направил письмо Бараку Обаме, в котором объяснил причины своих поступков

Как Эдвард Сноуден в одиночку запустит новую "холодную войну" 

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика