Над чем смеялся Алексей Навальный, пока ему читали приговор
Фирменный поезд «Вятка» Киров – Москва 17 июля превратился в агитпоезд. Пассажиров, которые ехали на приговор Алексею Навальному в Кировском областном суде 18 июля, невозможно было не заметить: белые майки и значки «Навальному – волю»
Фирменный поезд «Вятка» Киров – Москва 17 июля превратился в агитпоезд. Пассажиров, которые ехали на приговор Алексею Навальному в Кировском областном суде 18 июля, невозможно было не заметить: белые майки и значки «Навальному – волю».
С «Вятки» взятки гладки
Как и накануне первого дня процесса, журналисты и активисты практически сразу оккупировали вагон-ресторан, в шутку назвав это «Оккупай-ресторан».
За наш столик подсел иностранец, оказавшийся сотрудником американского посольства Кевином Ковертом, который тоже ехал на процесс. Осведомленный, видимо, дипломат не верил в оправдательный приговор и даже сказал, что заготовлен текст заявления по поводу жесткости приговора бывшему американскому студенту. (Навальный учился в США.)
– Но мы с ним не знакомы лично, просто знаем его по правозащитной работе, – опередил Кевин Коверт напрашивающиеся вопросы.
Навальный, ради которого все собрались, в ресторане так и не появился.
«Наверное, хочет подольше побыть с семьей, чувствует, что долго не увидятся», – сошлись во мнении его сторонники.
Алексей Навальный вышел на перрон в городе Владимире и сразу был окружен журналистами. Даже полицейские стали снимать его украдкой на свои телефоны. На нем футболка «Брат Навального» – в честь родного брата, который тоже фигурирует в качестве обвиняемого по одному из трех «навальных» уголовных дел. Следователи не пустили брата в Киров, поэтому он присутствует только напоминанием на футболке.
– Прекрасное настроение! – Алексей бодрился и улыбался. – А почему ему быть плохим? Со мной друзья, соратники.
– И даже я! – пошутил Борис Немцов, бодрый и сильно, не по-здешнему загоревший.
Тем же поездом ехали депутаты Госдумы Дмитрий Гудков, Илья Пономарев, журналист Ольга Романова. Самый обсуждаемый вопрос: сколько дадут, посадят или отпустят? Пессимистов было больше.
Приговор как заговор
«Процесс века» начался минута в минуту – ровно в 9.00. Адвокаты подсудимых и мать Навального пришли во всем черном, будто в трауре. Жена Юля – по контрасту в красной юбке и белом пиджаке. Навальный еще попытался шутить, когда зашел в зал заседаний:
– Всем привет! Что такие серьезные?
Но уже практически с первых строк приговора стало понятно, что он будет обвинительным – «хищение в особо крупных размерах», «преступный сговор организовал». «Значит, красивой сцены с оправданием не будет», – быстро отписался Навальный в своем твиттере через мобильный телефон. Затем там же: «Старик Блинов шпарит по обвинительному заключению. Слово в слово»; «Там еще огромная стопка бумаги. Долго еще будем слушать».
Родители Навального попытались сесть, устав слушать приговор стоя. Но судебные приставы заставили их подняться под угрозой выдворения из зала. Судья Блинов читает почти скороговоркой, но обвинительное заключение довольно объемное. Судья считает убедительными доказательства мошенничества, а доводы о том, что процесс политический, – надуманными. Через полтора часа объявлен перерыв.
Адвокат Светлана Давыдова заявила, что если приговор будет условным, то она «метнётся за коньяком тревожным кабанчиком».
Если этот процесс и правда затеян, чтобы отлучить оппозиционера Навального от публичной политики, то вышло ровно наоборот. Большинство его сторонников не попали в зал суда, но слушают прямую трансляцию. Навальный – из каждого утюга. Айфоны, айпады, компьютеры настроены на передачу звука из зала суда. Кто-то приставил к ноутбуку мегафон, чтобы было лучше слышно. Пошел сильный дождь, и народ попрятался в агитационные кубы – оклеенные плакатами квадраты. Самый популярный лозунг – «Путин боится Навального». Креатив пошел еще дальше: кто-то успел быстренько наложить рэпперский бит на речь судьи Блинова, получился рэп, очень актуальный и суровый.
Навальный взял с собой в Киров большую сумку вещей «для тюрьмы», но не взял обратного билета. На чтении приговора он выглядел так, как будто принимает участие в очень веселом розыгрыше – перешептывался с адвокатами и родными и откровенно похохатывал над наиболее тяжелыми пассажами судьи. 5 лет колонии и 500 тысяч штрафа для Навального, 4 года и 500 тысяч для Петра Офицерова – переглядывавшиеся и улыбавшиеся во время чтения приговора подсудимые стали искать глазами родных.
– Дайте на родителей посмотреть, – попросил Навальный фоторепортеров, которые сразу взяли его в кольцо. Объятия с женой, которая сдерживается, чтобы не заплакать. Жена Петра Офицерова рыдает и не может успокоиться. Ее жалеют больше всех – считают случайной жертвой расправы над Навальным. (По версии следствия, Офицеров – сообщник Навального по краже леса.) У Офицеровых пятеро детей, поэтому суд дал главе семьи на год меньше, чем Навальному.
Подсудимым позволили попрощаться, надели наручники и вывели из зала.
Временный изолятор
Человек 100 сторонников Алексея Навального на улице стали скандировать: «Свободу Навальному!» После чего толпой двинулись к изолятору пешком. Одетых в майки «Путин – вор» в Кирове восприняли, как инопланетян. Кто-то крутил пальцем у виска – столичный тренд за три месяца суда так и не прижился в Кирове.
По дороге в изолятор соратница Навального Ольга Романова рассказала мне, что Алексей был готов к сроку еще несколько лет назад.
– Он меня подробно спрашивал, что с собой брать, какие там нравы и порядки, – говорит Ольга, координатор движения «Русь сидящая». – Я ему советовала: никаких шнурков, веревок, все только на липучках... Петр Офицеров тоже на днях долго разговаривал с моим мужем (бизнесмен Алексей Козлов, недавно освободившийся из заключения. – Ред.).
– Почему Алексей был так весел на приговоре? Это бравада? Или уверенность, что все обойдется? – спросила я у Ольги.
– Они просто так поддерживали своих жен, – предположила Ольга.
Вплоть до самого вечера у следственного изолятора оставались около 50 сторонников Алексея Навального. Внутрь СИЗО по депутатскому удостоверению смог пройти Дмитрий Гудков. Вышел бодрым:
– Алексей и Петр в прекрасном настроении. У каждого своя одиночная камера. К сотрудникам изолятора претензий нет.
Так в России появился еще один знаменитый узник. После Ходорковского.
Р.S. Пока защитники Алексея Навального решали, что ему передать и какие посылки собирать, стало известно, что оппозиционер освобожден из-под стражи под подписку о невыезде до вступления приговора в законную силу. Похоже, шестерни властного механизма слегка провернулись назад – ведь Навальный не сыграл еще роли, которую «прописали» для него под выборы мэра столицы... В субботу поезд из Кирова привез еще пока не посаженного оппозиционера назад, в Москву.
Смотрите фотогалерею Приговор оппозиционеру Алексею Навальному и самые важные этапы расследования хищений в "Кировлесе" [ФОТО]
Читайте также: