Евгений Ясин: Беречь или тратить?
Экс-глава Минфина Алексей Кудрин в профильном экономическом журнале на днях опубликовал статью, где выразил опасения, что нынешняя денежная политика власти может привести к тому, что сбережений резервного фонда нам не хватит
Экс-глава Минфина Алексей Кудрин в профильном экономическом журнале на днях опубликовал статью, где выразил опасения, что нынешняя денежная политика власти может привести к тому, что сбережений резервного фонда нам не хватит. И при малейших кризисных явлениях каждый россиянин это отчетливо почувствует на себе.
Действительно, сейчас наблюдается отход от той политики, которую проводил сам Кудрин и которая в конечном счете во многом помогла России снивелировать последствия кризиса конца 2008 – начала 2009 года. Понятна его озабоченность: если правительство не делает необходимых сбережений в Резервном фонде и не создает обстановку, которая обеспечивала бы конкурентоспособность российских товаров, то будущее нашей экономики выглядит довольно туманным.
Другой сценарий развития предлагает советник президента Сергей Глазьев. Он считает, что надо тратить как можно больше денег, даже печатать их, чтобы направлять на инвестиции в производство. И таким образом выводить экономику на тропу более высокого роста.
В этом споре, думаю, оба не правы. Хотя Кудрин, считаю, все же ближе к истине. А плохо, что общее у обеих программ – они ограничиваются в основном финансовыми мерами.
Кудрин предлагает стерилизовать излишек денежной массы в резервном фонде и тем самым понижать инфляцию. Но это не приведет к росту экономики, поскольку инициатива частных инвестиций (она появляется при низкой инфляции) нуждается в подкреплении, а его не будет, раз деньги уводятся в фонд.
Предложения же Глазьева, наоборот, вызывают рост инфляции. То есть на частные инвестиции в промышленность рассчитывать не придется. Он предлагает замещать их недостаток с помощью госфинансирования, что при высокой инфляции будет неэффективно.
При этом у обоих на задний план отодвигаются меры, которые действительно могут привести к реальным изменениям в экономике. Это институциональные меры. То есть надо менять отношение власти к бизнесу, улучшать деловой климат. У бизнеса сейчас нет доверия к госструктурам, поэтому он норовит работать вполсилы и вывозить капитал. Полумерами, которые предлагают Кудрин и Глазьев, этого не исправишь. Но как дело доходит до конкретных шагов, власть уходит в тень.
Между тем сейчас более трудная ситуация для экономики страны, чем была накануне кризиса 2008–2009 годов.
Читайте также другие публикации Евгения Ясина