Россия на дне бутылки

С этого года вступил в силу приказ о новом уровне цен на алкоголь крепостью свыше 28%. Теперь пол-литра водки должны стоить не дешевле 170 рублей. А на днях в Госдуму поступил законопроект о повышении возрастного ценза на продажу водки до 21 года. Тужимся, тужимся, а где же победа над зеленым змием?

С этого года вступил в силу приказ о новом уровне цен на алкоголь крепостью свыше 28%. Теперь пол-литра водки должны стоить не дешевле 170 рублей. А на днях в Госдуму поступил законопроект о повышении возрастного ценза на продажу водки до 21 года. Тужимся, тужимся, а где же победа над зеленым змием?

– Россия занимает первое место в мире по употреблению алкоголя на душу населения, включая детей и стариков, – 18 литров в год в пересчете на спирт. Возраст приобщения к алкоголю снизился с 15 до 11 лет. Из-за его потребления из 100 юношей до пенсии доживут в лучшем случае 40, – пояснил автор законопроекта сенатор Вячеслав Фетисов.

Ходят слухи о том, что в угаре борьбы с алкоголизмом власти вообще возьмут любителей приложиться за самое водочное горлышко. Сухой закон, правда, вряд ли введут. Даже главный санитар Онищенко высказался против: «У нас три миллиона алкоголиков, которые просто умирать будут». Но поднять цены до 100 долларов за поллитра (не сразу, конечно, постепенно) чиновники способны вполне. Вот только что из этого выйдет?

Квасили

На память сразу приходит антиалкогольная политика Горбачева, но тот был далеко не первым, кто в нашей стране объявил пьянству бой. Подобные кампании проводились на Руси еще за тысячу лет до него, правда, без особого результата.

Патриотично настроенные разоблачители всяческих мифов создали миф, что пьянства у нас в древности вовсе не было. На самом деле было, просто считалось не столько пороком, сколько признаком элитарности.

«Руси есть веселие пити – не может без того быти», – если верить летописцу Нестору, промолвил киевский князь Владимир, когда делал выбор между принятием ислама или православия. Выбрал более лояльное к спиртному христианство, и священники тут же объявили бойкот языческому пиву в пользу византийского вина.

Вино, правда, стоило дорого, по карману было лишь знати, да и то в медицинских дозах. Зато праздничная медовуха и повседневный квас были доступны и черни. До того дошло, что епископ Новгородский Нифонт (XII век) разрешил монахам пить квас и мед даже в пост. Спохватились, только когда спившаяся Русь спустя сотню лет оказалась под каблуком у монголов. «Пьяницы – все отвергаются», – заявил тогда митрополит Киево-Владимирский Кирилл (не путать с нынешним Патриархом). С его подачи церковь начала кампанию против навязанного ею же алкоголизма. «Смотрите, дети... Отчего нам все это приключилось? – заключил в XIV веке митрополит Алексий Московский. – Пишу вам о том, чтобы вы отсекли от себя корень зла, возбуждающий всякое беззаконие – пьянство». В итоге с монголами справились, но вслед за ними на Русь пришла водка.

Упивались

Водка поначалу была напитком исключительно царским. Первый в столице кабак учредил Иван Грозный, и вход в него был открыт лишь для опричников. Людям попроще пить водку дозволялось только на Рождество, в Дмитриевскую субботу и в Святую неделю. За пьянство в прочие дни в зависимости от степени опьянения либо били батогами, либо бросали в острог.

До водки простолюдины дорвались лишь при Годунове, который после трехлетнего неурожая открыл царские житницы, и из халявного зерна народ навострился гнать самогон. Что потом было, все помнят – Смута и воцарение Романовых, которые первым делом вернули производство водки в чиновничьи руки. В 1619 году воеводам наказывалось, «чтобы оприч государевых кабаков продажное питье ни у кого не было».

По «Соборному уложению» 1649 года за употребление спиртных напитков «питуха» в первый раз штрафовали на полполтины, во второй – на полтину, а в третий – уже на рубль, да еще и полосовали кнутом. Но это если упивался он в простой корчме, а не в кабаке. В кабаке можно было хоть исподнее с себя пропивать. В 1659 году даже вышло высочайшее разъяснение: «Питухов с кружечных дворов не отгонять». Словом, одной рукой пропойц пороли, другой – им наливали.То же продолжилось и при Петре, который, с одной стороны, учредил Всепьянейший Собор, а с другой – медаль за пьянство: 7-килограммовую чугунную болванку, которую алкоголикам вешали на шею не меньше чем на неделю – чтобы протрезвели. Со смертью первого российского императора медаль, понятное дело, отменили. Пьянство благодаря государству стало национальным видом спорта.

Нажирались

Лишь в 1914 году Николай Второй из-за начала Первой мировой запретил продажу крепких спиртных напитков, да и то не везде, а кроме перворазрядных трактиров. Народ обиделся и сначала скинул царя, а затем взял штурмом Зимний, в подвалах которого хранилась коллекция элитных вин на 5 миллионов долларов. Почувствовав угрозу моральному облику революции, большевики в мае 18-го приняли целый декрет, который обещал за самогоноварение 10 лет с конфискацией, но невыпитая водка вылилась в Гражданскую войну.

В итоге сухой закон к 1925 году постепенно все-таки отменили. Но в начале 30-х за алкоголиков взялся НКВД. Выдержка из приказа 1938 года «О борьбе с пьянством» в армии: «27 мая в Ашхабаде капитан Балакирев в пьяном виде познакомился в парке с неизвестной ему женщиной и в ресторане выболтал ей ряд не подлежащих оглашению сведений. Пьяницы нередко делаются добычей иностранных разведок, становятся на путь прямой измены Родине».

После смерти Сталина объемы выпитого начали вновь возрастать. В 1958-м продажу алкоголя ограничили – получили всплеск наркомании (анашой торговали прямо на Цветном бульваре). В 1968-м стоимость водки подняли почти на рубль. В 1972-м повысили штрафы за пьянку – тоже не помогло. Самая масштабная кампания началась в 1985 году с приходом на пост генсека Михаила Горбачева, но и тогда искоренили только виноградники, но не пьянство.

Нынешние власти решили бить любителей горячительного если не кнутом, то хотя бы рублем. Но только история показывает, что все попытки навязать моральные принципы сверху в России всегда заканчивались провалом. Сверху у нас навязать можно только беспринципность.

Цифра

Несколько дней назад в Москве презентовали результаты исследования «Что мы знаем о пьянстве». Оказалось, 79% россиян убеждены, что это бедствие в России неискоренимо. А 45% уверены, что если уровень алкоголизма в стране и пойдет вниз, то не из-за усилий властей, а совсем даже наоборот – благодаря личному улучшению морального облика граждан.

Читайте также:

Как вырваться из алкогольного ада?

Как победить пьянство и алкоголизм?

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика