Ричард Пайпс: Владимир Путин игнорирует главенство закона!
Как оценивают деятельность Владимира Путина зарубежные специалисты по России? С этим вопросом «Собеседник» обратился к крупному специалисту по истории России, доктору исторических наук, профессору Гарвардского университета Ричарду Пайпсу
Как оценивают деятельность Владимира Путина зарубежные специалисты по России? С этим вопросом «Собеседник» обратился к крупному специалисту по истории России, доктору исторических наук, профессору Гарвардского университета Ричарду Пайпсу.
- Каковы, на ваш взгляд, итоги пребывания Владимира Путина во главе России?
- Есть итоги позитивные и есть негативные. Положительные — то, что Путин провел либерализацию экономики, и Россия стала сегодня более прогрессивной, по сравнению с прошлым, страной. Еще он стабилизировал политическую ситуацию. А негативные итоги таковы. Он игнорирует главенство закона. Кроме того, он восстанавливает авторитарные традиции (я думаю, что это очень плохо) и фактически объявил оппозицию вне закона, то оппозиционное мышление сегодня в России считается чуть ли не криминальным. Это, кстати, в большой степени в российской традиции - ведь ваша страна почти всегда была авторитарным государством, а оппозиция в глазах авторитарного режима всегда — нелегальна, преступна.
- То есть в первый срок своего президентства Владимир Путин играл для страны положительную роль, а потом изменился?
- У него в активе как положительные, так и отрицательные дела. Третий срок, на мой взгляд, был ошибкой. Но не мое дело критиковать российский народ за тот выбор, что он сделал. Я надеюсь, что это последний срок Путина. Он сделал свое дело и, надеюсь, уйдет после этого срока. Надо, чтобы люди во власти менялись. Но кто знает?..
- В декабре в России ярко проявила себя новая оппозиция, несистемная. Есть ли у нее, на ваш взгляд, достаточно сил и потенциала, чтобы кто-то из ее лидеров стал следующим президентом?
- В России, где сильны традиции авторитарного режима, задача оппозиции — проводить манифестации и протестовать против того плохого, что делает власть. Вообще для власти любой страны активность оппозиции обычно является знаком того, что власть что-то делает не так. Оппозиция — это ведь некая негативная сила, которая может сказать «нет» государству.
- То есть оппозиция — не более чем декорация, которая необходима стране с хорошим политическим здоровьем?
- В здоровом государстве присутствует весь спектр мнений, политических акций и т.д. Но если в стране возможно только одно мнение (как это бывает при авторитарных режимах), это говорит о болезни государства и о его слабости.
Понятно, что оппозиция хочет стать властью. Но, думаю, у русской оппозиции есть возможность еще долго влиять на власть и укреплять российскую политическую систему, оздоровлять ее.
- Что вы думаете о последних законах, которые были инициированы президентом (об НКО как иностранных агентах и т. д.)? Удачный ли это стиль поведения в ответ на протестные акции?
- Это ужасный закон. Я много общаюсь с российским правозащитными группами. Они — не иностранные агенты. Они — российские патриоты. И вешать на них ярлык иностранных агентов — большая ошибка. И мне очень жаль, что этот закон был принят.
- В 2007 году в интервью итальянской газете, вы сказали страшные слова про Россию — о том, что для Европы российский вопрос может стать опасней исламской угрозы, что эта страна опасней Бен Ладена; что Россия хочет снова стать супердержавой и доминировать в мировой экономике. И что это опасно для мира. С тех пор мир уже несколько лет находится в кризисе, многое изменилось и в России. Вы по-прежнему считаете, что Россия хочет доминировать?
- Я так говорил? Не помню этого... Что касается желания России стать супердержавой... Это желание, на мой взгляд, по-прежнему сильно. Потому что русские по-прежнему восхищаются Сталиным. И если вы спросите людей «почему», вам ответят — потому, что он сделал Россию великим государством, супердержавой. Это мнение очень сильно в российском менталитете, в политической культуре страны. Вернуть статус супердержавы — это всеобщее желание, или, по крайней мере, желание большинства россиян. И Путин выражает это стремление
На самом деле Россия сегодня далеко не супердержава, она была ею, когда-то давно, 30-40 лет назад. Но при этом Россия продолжает пытаться играть роль сверхдержавы, и это имеет негативные последствия. Так, она пытается часто сказать «нет» США (которые на самом деле являются сегодня супердержавой) вместо того, чтобы сотрудничать, например, при решении вопросов Ирана и Сирии.
Что касается стремления доминировать с мировой экономике. Об этом речи не идет: ваша экономика слишком мала для этого. Но Путин мечтает доминировать в политике. А это нечто иное.
Думаю, Россия должна сконцентрироваться на своих внутренних делах, а не на мировой политике. У России слишком много внутренних проблем — политических, экономических, иных. И она не должна так активно быть вовлечена в мировую политику.
Читайте также
Николай Сванидзе: Владимир Путин упустил свой шанс!
Гарри Каспаров: Владимир Путин не дотянет до 2018 года! Готов поставить на это немалые деньги!