Евгений Ясин: Почему россияне стали экономить?

За последние полгода проведено несколько опросов, и почти все они показывают тенденцию к уменьшению россиянами своих расходов

За последние полгода проведено несколько опросов, и почти все они показывают тенденцию к уменьшению россиянами своих расходов.

Результаты последнего опроса «РОМИР» опубликовал буквально на днях. Выяснилось, что наши сограждане стали меньше покупать мебели, одежды, техники. Реже делать ремонты. Стали экономить на телефонных разговорах, находясь в отпуске. Ограничивать себя в маленьких радостях типа кофе или шоколада (а если и покупают, то стараются делать это в магазинах с низкими ценами). Экономить на продуктах и меньше тратить на образование и лечение...

Мне кажется, в этих исследованиях вырисовывается картина того, что происходит в стране. Тут, собственно говоря, собраны все основные факторы, которые влияют на поведение граждан разных социальных групп.

Вспомните, как безумно тратились деньги (даже теми, кто их не так уж много и зарабатывал) в 2008, 2009, 2010 годах. А сегодня, как будто люди вдруг поняли: живем не по средствам. Думаю, раньше все эти траты (часто на совсем не нужные вещи) во многом они делали от того, что была боязнь девальвации рубля, высокой инфляции, постоянного проста цен... Того, что сбережения обесценятся. Да и советы экспертов, как правило, по-прежнему сводятся к тому, что надо избавляться от денег, пока они в цене, меняя их на функциональные вещи и цели.

Сейчас, мне кажется, люди наконец начали понимать: на самом деле это не так. Необязательно иметь машину именно представительского класса, что можно купить авто подешевле, а сэкономленные на этом деньги отложить. У людей появляется привычка иметь деньги дома и не тратить их. Это, кстати, свидетельство того, что мы потихоньку превращаемся в страну с рыночной экономикой.

Что касается медицины и образования, тут тревожные сигналы. Мы до сих пор не обращали внимания властей на то, насколько велики эти наши расходы. А надо бы это давно сделать и добиваться от государства решения этих проблем. Такие вещи во всех странах решаются методом демократической политики, техническим распределением денег их решить нельзя. Не случайно самая дорогая система здравоохранения в мире — в США, а самые эффективные (то есть те, где соотношение показателей эффективности и расходов оптимальны) — во Франции, Италии, Швейцарии. При этом финансирование там этих отраслей — в значительной степени государственное, в отличие от США.

В Америке — очень большая доля тех, кто платит за свое лечение сам. А во Франции, Италии и Швейцарии медицина хорошо развивается во многом за счет государственных усилий. И в России, чтобы создать эффективную систему, надо увеличивать госрасходы на здравоохранение (пока они, наоборот, сокращаются, как и на образование). Но — с одним нюансом: должно быть больше расходов на лечение стариков. Именно на лечение, а не на увеличение всевозможных видов домов престарелых и тому подобных вещей.

Нам вообще надо сделать так, чтобы бедные люди могли получать хорошее образование, а старики (самая незащищенная категория) — полноценное лечение. То есть политика в этих сферах должна быть принципиально иной.

У нас в Высшей Школе Экономики в последнее время постоянно идут диспуты о том, как нам строить систему образования в стране. Выступают ученые, которые добиваются увеличения финансирования бюджетного образования. Предлагают сделать платные отделения более затратными.

То есть смысл в том, чтобы потенциально талантливый человек, у которого, возможно, нет никаких средств, смог получить достойное образование и принести пользу обществу. Мы должны сегодня делать ставку на мозги.

И для этого не надо жалеть денег.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика