Максим Шевченко: Антикавказские скандалы создаются сознательно и связаны с конфликтом больших людей

Такое ощущение, что некоторые северокавказские лидеры как будто специально своими инициативами или высказываниями провоцируют остальных жителей России. Об этой проблеме мы поговорили с Максимом Шевченко, членом СПЧ при президенте, главным редактором портала «Кавказская политика»

Фото: Максим Шевченко //

Скандал с участием Владимира Жириновского, который предложил ограничить рождаемость в республиках Северного Кавказа, а также оградить эту территорию колючей проволокой, – лишь один из самых громких. На самом деле этих скандалов, связанных с Чечней и Северным Кавказом, только за последнее время  десятки.

Такое ощущение, что некоторые северокавказские лидеры как будто специально своими инициативами или высказываниями провоцируют остальных жителей России. Об этой проблеме мы поговорили с Максимом Шевченко, членом СПЧ при президенте, главным редактором портала «Кавказская политика».

Разборки больших людей

– Я вообще не понимаю все эти страсти, – говорит Максим Шевченко. – Хотя, допустим, ситуация с той мечетью (голосованием по символу России, которым чуть не стала мечеть «Сердце Чечни»), на мой взгляд, имела отношение скорее к борьбе на рынке телекоммуникаций. Рамзан, кажется, таким образом решал вопрос продвижения своего сотового оператора («Вайнах Телеком». – Ред.) на рынок.

– Да, но надо ли было это делать с помощью публичной истерии? Позволительно ли вообще такое поведение для политика его уровня?

– Это была ошибка со стороны Кадырова. Виновны и те, кто затеял этот конкурс, изначально носивший провокационный характер. Для меня это дикая ситуация: нам ведь предлагали выбрать не символ региона, а символ страны, и как им могла бы стать мечеть, мне тоже неясно. В итоге от этого пошла новая волна античеченской кампании. И те, кто ее раскручивает, очень верно сыграли на психотипе Кадырова.

– В каком смысле «раскручивают»?

– Все это противостояние создается сознательно, я же сам политтехнолог и все это вижу.  У Кадырова, судя по всему, сейчас серьезный конфликт с Сечиным. Сейчас в рамках макропланирования экономика региона Северный Кавказ выстраивается под интересы крупных сырьевых корпораций, в том числе Роснефти.

Государство создает единый менеджмент, стратегию региона, и это правильно. Но тогда полномочия лидеров республик будут ограничиваться, здесь уже не смогут жить в ситуации этакой суверенной вольницы. И эти процессы в Чечне ассоциируются с именем Сечина. Нынешняя антирамзановская волна связана с очередным конфликтом больших людей.

Чечня «искрит»?

– Может, зная об этой волне, ему логичнее было бы залечь на дно? А не лезть на рожон лишний раз – с тем же мемориалом в селе Дади-Юрт в честь чеченских женщин – героинь сопротивления кавказской войны.

– И этот скандал раскрутили. Ни у кого не вызывает вопросов памятник французским солдатам на Бородинском поле. Русские всегда с уважением относились к героям других народов. Этот памятник лично я также расцениваю как дань мужеству дружественного нам этноса.

– Но когда в 2010-м казаки предложили установить монумент генералу Ермолову в Пятигорске, чеченцы сравнивали завоевателя Кавказа с Гитлером...

– Ну да, вместо ведения нормального диалога бодаются, как бараны, с обеих сторон. Я слежу за подобными дискуссиями в Интернете. С 3–4-го поста начинаются взаимные оскорбления. Я, кстати, противник 282-й статьи УК за разжигание межнациональной розни – полемика в национальном контексте в стране должна быть. Сейчас дискуссию развивают лишь активные пользователи Интернета: представители городской люмпен-интеллигенции говорят от лица всех русских. Притом что у этого слоя городского мещанства есть основания конкурировать с выходцами с Кавказа. Во многих точках их интересы пересекаются – в сфере торговли, финансовых структур, даже городского криминала. Здесь присутствует социально-экономический конфликт, который порождает потом дискуссию в национальном русле.

– Но большинство межэтнических конфликтов происходит на периферии, как в том же Пугачеве. Откуда там «городские мещане»?

– В Пугачеве весь конфликт раздуло местное отделение ЛДПР. И шла пиар-волна из центра – снова создали негативный образ чеченского народа. Но при этом, кстати, есть масса конфликтов, которые не попадают в пиар-повестку.

А сожжение чеченского флага футбольным фанатом вы тоже считаете заказной акцией?

– Это простое хулиганство, уже как следствие раздуваемой ненависти.

– Может, всё проще и конфликты обусловлены лишь разницей менталитетов?

– Горячие парни есть с обеих сторон. Те же казаки во многом тоже ведут себя, как горцы. Но да, здесь есть аспект разных психотипов. Надо учитывать психологию: малый народ всегда в позиции самозащиты. Для русских этничность является лишь одним из аспектов, мы это не чувствуем так глубоко. А кавказец, каким бы ни был выдержанным, все равно вспылит, если затронут что-то для него дорогое – веру, род, народ.

Потоки золота

– Можно ведь и поумерить свою обидчивость, учитывая средства, которые идут в рес-публики СК из госбюджета.

– Тут тоже много надуманного, в рейтинге самых дотационных регионов республики СК далеко не на первых местах. Якутия, где добывают алмазы и кучу полезных ископаемых, – один из лидеров госдотаций. Приморский край получает огромные деньги, теперь, правда, всё на наводнение спишут.

– На СКФО, по последним отчетам Минфина, тратится 22% всех средств, выделяемых на регионы из центра. Бюджет Дагестана дотационен на 67%, Чечни – на 80%.

– Чечня при этом пережила две разрушительные войны за 10 лет. И Кадыров, кстати, утверждает, что ему не дают наличные деньги, а предоставляют госгарантии, под которые он потом ищет кредиты. И здесь происходят позитивные изменения. Тот же Дагестан осыпали золотом, и при этом там до сих пор такое ощущение, что только что война закончилась. А по Чечне едешь – везде обрабатываемые поля, дороги строятся...

А еще там самые раздутые штаты чиновников, ездящих на элитных служебных машинах за счет бюджета.

– Поймите, у меня тоже нет иллюзий в отношении Северного Кавказа, несмотря на симпатию к некоторым процессам, которые там происходят. Конечно, в некоторых регионах совершенно безобразная вороватая бюрократия, там надо массовые аресты проводить.

– В каких именно?

– Не буду называть, нашим журналистам там еще работать. Но в той же Чечне присутствует непрозрачность многих бюджетных расходов. Отчеты Счетной палаты часто заставляют задуматься. Актуальны вопросы коррупции, криминальной бюрократии. Но эти проблемы остро стоят и по всей стране. Только на Северном Кавказе они с некоторым этническим акцентом.

Как мечеть едва не стала символом России

Конкурс «Россия 10» призван определить десятку главных достопримечательностей страны, которые будут представлены в миниатюре в ландшафтном парке «Россия» в Московской области. Всероссийское интернет- и СМС-голосование проходило в три этапа с 25 марта по 6 октября. В конце второго этапа конкурса лидером голосования была мечеть «Сердце Чечни», но в последний момент ее вдруг обошел Коломенский кремль. Глава Чеченской Республики обвинил мобильных операторов в махинациях (в Грозном прошли погромы в офисах представительств так называемой «большой тройки»), а также пригрозил снять объект с участия в конкурсе. Но мечеть не только не сошла с дистанции, но наряду с Коломенским кремлем была досрочно признана организаторами одним из победителей. На последнем этапе голосования она оставалась в тройке лидеров.

Читайте также:

Анатолий Лысенко: Максим Шевченко прекратил истерику

Оргкомитет конкурса "Россия 10" пояснил, почему и с какими итогами конкурс прекращён досрочно

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика