Известный ученый рассказал, какие тенденции вскрыло бегство Эдварда Сноудена в Россию

История с бегством Эдварда Сноудена в Россию не только вызвала кризис в отношениях двух стран, но и вскрыла несколько важных вопросов, касающихся кибербезопасности и тотального контроля. Мы обсудили эти темы с видным специалистом в сфере Интернета, футурологом Данилой Медведевым

История с бегством американского спецагента Эдварда Сноудена в Россию не только вызвала кризис в отношениях двух стран, но и вскрыла несколько важных вопросов, касающихся кибербезопасности и тотального контроля. «Собеседник.ру» обсудил эти темы с видным специалистом в сфере Интернета и его влияния на нашу жизнь, футурологом Данилой Медведевым.

- Данила Андреевич, как вообще стало возможным появление Сноудена?

- В спецслужбах работают разные люди, но чаще всего те, кто по определенным причинам не безупречно «чист» в нравственном плане с точки зрения остального общества. Права человека для спецслужб второстепенны. Но в любой системе рано или поздно появляется некий одиночка, как Сноуден, в котором просыпается совесть. Однако главный механизм любой спецслужбы - это секретность, и они будут делать абсолютно все, чтобы обеспечить нормальную работу этого механизма любой ценой.

- И в чем заключается роль России и США в этой ситуации?

- То, что Сноуден оказался в Москве - это ситуация, конечно, уникальная: она в принципе не должна была произойти из-за строжайшей внутренней политики спецслужб. Мы должны быть благодарны нашему руководству, особенно учитывая, как реагировала Америка, которая была готова на очень многое пойти, чтобы вернуть себе Сноудена.

- Зачем США нужны эти скандалы и потенциальный отток людей из-за такой политики тотального контроля?

- Происходящее сегодня в США - это превращение всего американского общества (вне зависимости от его каких-то чаяний и устремлений к новым определенным реалиям) в тоталитарное. Все прекрасно понимают, что мировой терроризм - это полная лажа. По некоторым данным, вероятность того, что тебя убьет младенец, выше, чем шанс стать жертвой теракта. Таким образом, вся эта история с угрозой терроризма - не более чем расширение поля деятельности определенной бюрократической группы.

У французского философа Жака Рансьера есть интересная теория, согласно которой вся политика, которой нам разрешают заниматься, всё, что нам разрешают делать в политической сфере - это «политика полиции», а на самом деле - фикция и имитация политики. Настоящая политика требует диссента, то есть выхода за «полицейские» правила игры.

Все государства согласились с определенными «полицейскими» правилами игры, за рамки которых они не выходят. А для большинства людей вопрос о свободе слова не является особо важным. Чтобы этот вопрос стал первым в повестке дня, всё должно быть максимально обострено, как в Египте сегодня. Или все должны быть так же хорошо образованы, быть философами, как в Древней Греции.

- Проявляются ли тенденции, подобные американским, сейчас в России?

- Новые российские законы, касающиеся урегулирования Интернета, мата и прочих подобных вещей, являются частью общей картины, когда государство, столкнувшееся в 1990-ые годы с территорией свободы - Интернетом, начинает постепенно возвращать утраченные здесь позиции, как успешно делает это Китай.

- К чему же приведёт наступление государств на островки свободы вроде Сети?

- В конечном счете мы все придем к оруэловскому «1984», причем это не какая-то страшилка, а технологическая неизбежность. Например, уже сейчас есть подтвержденная информация о том, что американцы разработали специальные программы-трояны, которые позволяют с устройств, работающих на операционной системе Android, полноценно за вами шпионить через удалённый доступ.

Через 5-10 лет всё, что мы делаем на наших компьютерах, будет полностью записываться и контролироваться, более того - всё будет записываться и храниться вечно. То есть любой разговор, который будет записан завтра, через 10 лет может стать аргументом в руках спецслужбистов. Роботизация и парамилитаризация спецслужб и полиции (то есть оснащение ее военным оружием, беспилотниками и уже сейчас - современными вооружёнными роботами) тоже вызывает серьёзную тревогу из-за грядущей тоталитаризации всего общества. И это не говоря о том, что автоматизация всего процесса слежения и мониторинга автоматически приводит к массе ложных срабатываний.

- Все мы знаем фильм «Матрица». Насколько вообще реален такой сюжет, когда машины и искусственный интеллект выходят из-под человеческого контроля?

- Это в принципе чисто математическая проблема. Суть в том, что если у нас есть более-менее сложная компьютерная программа, то нет универсального способа сказать, к чему приведет в итоге ее алгоритм. Собственно, из-за этого и происходят до сих пор «глюки», «баги» в современных компьютерах. Высокотехнологичные машины-роботы в принципе не могут быть на сто процентов проконтролированы. Особенно когда компьютерная программа обладает функцией самообучения.

Виртуальная реальность - это не близкая, конечно, перспектива, однако и она будет контролироваться. Правда, это будет происходить не по букве сценария «Матрицы», где машины захватили людей и используют их в качестве батареек, а в духе главного посыла этого фильма.

- Есть ли какие-то общественные силы у нас в России или в США, которые могут противостоять угрозе наступления мирового тоталитаризма?

- Есть. Например, проект «СиСтэндинг» - плавучая база, где будут соблюдаться все базовые права человека, разработкой занимаются либертарианцы. Только такие - нестандартные и внесистемные - организации и общественные деятели, борющиеся за соблюдение прав человека, способны противостоять надвигающейся угрозе тоталитаризма.

Читайте также: 

Данила Медведев: Звездные войны неизбежны - землянам дорога либо в космос, либо в Средневековье

Как Эдвард Сноуден в одиночку запустит новую "холодную войну" 

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика