Новый кризис: когда он случится и как к нему готовиться
Август и сентябрь – самые тревожные в России месяцы: кризисы, пожары, дефолт... Ждать плохого в это время года у нас уже вошло в привычку. На осень 2013 года выпадают особо тревожные прогнозы. В офисах, банках и даже в общественном транспорте обсуждают «повторение 1998 и 2008 годов»
Август и сентябрь – самые тревожные в России месяцы: кризисы, пожары, дефолт... Ждать плохого в это время года у нас уже вошло в привычку. На осень 2013 года выпадают особо тревожные прогнозы. В офисах, банках и даже в общественном транспорте обсуждают «повторение 1998 и 2008 годов».
«Собеседник» попытался выяснить, к чему готовиться на самом деле.
Что же будет?
Обсуждение грядущего кризиса и «сколько скоро будет стоить доллар» в России уже давно стало бытовым вопросом. Нам, пережившим финансовое цунами 1998 года и потрясения 2008 года, финансовый климат важнее природного. Так не хочется терять капли, которые перепали населению от нефтедолларового дождя!
В последнее время даже у представителей ниже среднего класса стало доброй привычкой после зарплаты зайти в обменник и купить себе немножко долларов. Зеленый – для обывателя по-прежнему цвет надежды.
– Стало больше клиентов, которые покупают до 1000 долларов, некоторые делают это регулярно, – поделилась со мной кассирша одного из обменников. Слухи о том, что доллар до конца года будет стоить 35 (40, 50) рублей, довольно сильны.
Тревожные прогнозы просочились даже из молчаливых обычно стен Белого дома. В июле рост экономики приблизился к нулю, а за год наш тихоход продвинулся всего на 1,7%, хотя замахивались не меньше чем на 5%. Не помогает и допинг – нефтяная игла, тем более что черное золото тоже, по прогнозам, в ближайшее время не будет радовать рекордными ценами. Даже экс-министр экономического развития Андрей Белоусов весной пообещал существенное «похолодание» в экономике к осени.
– Ждать какой-то глобальной катастрофы типа 1998 года оснований нет, но медленное сползание вниз идет, и есть подозрения, что оно продолжится, – считает финансовый аналитик Сергей Хестанов. – Самое интересное, что затяжной экономический спад для обычных граждан более неприятен, чем обвал, за которым обычно следует довольно быстрое восстановление. Наше же медленное сползание чревато ростом бюджетного дефицита (пока не критическим) и дальнейшим ослаблением курса рубля: доллар уже поднялся с 30 до 33 рублей с начала года и вряд ли на этом остановится – процентов 5–10 он еще точно возьмет. Также негативные тенденции в экономике чреваты замедлением роста реальных доходов – возможно ухудшение ситуации на рынке труда.
Кто должен – не прощают
– Главная точка перегрева в экономике – это кредитный пузырь: слишком много кредитов выдано, велик риск невозвратов, – считает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. – Потенциально это опасно схлопыванием рынка, но до этого вряд ли дойдет – государство обсуждает введение поддерживающих мер (типа процедуры личного банкротства).
Впрочем, на «поддержание штанов» у государства остается все меньше ресурсов – Резервный фонд похудел уже вдвое.
– Очевидно, что банки станут осторожничать и кредиты выдавать не так охотно, – добавил Дмитрий Белоусов.
Работа не волк, но в кризис убежит
Основной страх в кризис – это потеря работы.
– В настоящее время мы пока не наблюдаем тревожных симптомов на рынке труда – наоборот, ситуация даже лучше, чем год назад: число вакансий выросло на 33%. Сейчас на нашем сайте на одно резюме приходится 3,1 вакансии, – рассказала «Собеседнику» руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru Валерия Чернецова. – Больше всего работодатели ищут менеджеров в сферу продаж, IT-специалистов, рабочих высокой квалификации (токарей, сварщиков).
Менее вольготно чувствуют себя гуманитарии и спецы широкого профиля – наштампованные вузами экономисты, юристы, менеджеры неторговой сферы. Да и зарплатное предложение за полугодие выросло только символически, чуть больше инфляции – на 3,7%.
– Новый тренд – это не столько высокий уровень зарплат, сколько бонусы, как материальные в виде премий (в том числе и по итогам года), так и нематериальные – фитнес, медстраховка, парковка, оплата мобильной связи, дотации на питание. Сейчас уже нередки случаи, когда работник уходит не на более высокую зарплату, а за более весомым соцпакетом, – дополнил аналитик портала Job.ru Андрей Рябов.
Правда, не стоит забывать, что «бонусники» в кризис страдают больше – в первую очередь работодатель начинает экономить на социалке и сверхвыплатах.
Пока рынок труда не подает признаков кризиса, но совсем расслабляться не стоит: в 2008 году число вакансий практически за один месяц уменьшилось втрое.
Кашу сварим из топора?
Урожай в этом году нас, судя по всему, не подведет, хотя цены в магазинах и не думают снижаться. Движение – только вверх.
– Зерна в этом году собрали много – 91–92 млн тонн, но ждать, что буханка хлеба будет стоить меньше, не стоит – основная прибыль осядет в закромах посредников, – считает начальник отдела аналитики и прогнозирования Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Олег Суханов. – Нам остается уповать, чтобы подорожание шло в рамках инфляции.
Рост цен на мясо в магазинах пока притормозился – за счет прироста импорта. Зато пока неясно, что будет с крупами – посевы по некоторым позициям сокращались в течение нескольких лет (риса в этом году посадили меньше на 12%). А молочная продукция уже бьет ценовые рекорды.
– Цены на сыры и сливочное масло растут каждый месяц – за июль они увеличились на 3–5%, а за год – на 3,5% на обычные сыры и на 7,8% на элитные сорта. Сливочное масло подорожало за год на 10,7%. Главная причина – из-за неурожаев прошлых лет хозяйства сократили поголовье коров, так как не хватало кормов. Теперь это отражается на производстве молока. Некоторые эксперты прогнозируют, что молочка вырастет еще на 10% до конца года, но я полагаю более реалистичным прогнозом плюс 5%, – считает старший эксперт ИКАРа Виктория Берлай.
Молочные реки обмелели, кисельные берега за тучные нефтяные годы так и не окрепли...
Будет ли кризис? Он уже идет.
Читайте также:
Владимир Путин рассказал о том, как европейский кризис скажется на российской экономике