Первая жертва "взаимной травли" власти и оппозиции: оппозиционер Александр Долматов покончил с собой в Нидерландах

17 января в пункте для беженцев в Нидерландах покончил с собой Александр Долматов, активист российской оппозиции и эмигрант "Болотного дела". Статуса политического беженца он добиться не сумел, а возвращению на Родину предпочёл смерть

17 января в пункте для беженцев в Нидерландах покончил с собой Александр Долматов, активист российской оппозиции. Он уехал за границу, когда у него дома прошли обыски в связи с «Болотным делом». Статуса политического беженца он добиться не сумел, а возвращению на Родину предпочёл смерть.

Портреты с красной надписью «Позор!» поверх начальственных ликов на «Марше против подлецов», затем выброшенные в мусорные контейнеры и сожжёные (на что так обиделись депутаты и единороссы - об этом читайте здесь), были только началом народной «травли» своих избранников. Говорят, особенно достаётся Ирине Родниной. Да только не травля это никакая.

Травля — это вот как с Александром Долматовым. Ещё травля — это, к примеру, когда центральное телевидение из всех орудий кроет члена Координационного совета оппозиции Рустема Адагамова, честит его «педофилом», основываясь на словах его бывшей жены Татьяны Дельсаль. Если кто не слышал, женщина эта, видимо, перепугавшись (надо же!) шума, произведённого его откровениями, отчего-то прошедшими мимо прокуратуры (об этом здесь), заявила, что никакого суда в России над «педофилом» не будет.

У оппозиции для настоящей травли своих оппонентов не хватит ни ресурсов, ни подлости, что бы там ни плели вышеупомянутые «белые рыцари» о кровожадности своих оппонентов. Ретвиты, репосты и отметки «мне нравится» — это никакая не травля. Это трезвон, который, по меткому выражению Сергея Шнурова, в эпоху «Живого Журнала» подменил собой мышление в декартовской максиме «Мыслю — следовательно, существую». «Трезвоню — следовательно, существую» — в оригинале было, конечно, другое слово; ну да вы знаете Шнурова.

Не очень понятно, чем в глазах среднестатистического оппозиционера голосование за «закон Димы Яковлева» дискредитирует Олимпийскую чемпионку больше, нежели любое другое голосование Ирины Родниной в Госдуме. Спортсменка в парламенте шестой год, до того один срок заседала в Общественной палате, и в российскую систему государственного управления интегрирована давно и прочно.

Должно быть, оттого разочарование в «моральном облике» спортсменки как публичного человека, выражаемое громко и шумно, и кажется «травлей», что возникло как будто ниоткуда. Так же откуда ни возьмись появились и «белые рыцари» — оппозиционеры, которые всей душой против «травли» несчастной Ирины Родниной, потому как подобное поведение-де раскалывает общество. А ну как в самом деле Путин уйдёт — как же нам тогда всем вместе строить наш общий дом, Россию? Ну, голосовал человек за «Единую Россию» (а если сам в «Единой России» — то за «закон Димы Яковлева») — что ж теперь, в самом деле руки ему не подавать? В расстрельный список внести?

Последнего никто всерьёз не предлагал, но тут главное выставить оппонента человеком беспринципным и жестоким, а себя светочем морали, справедливости и гуманизма. Возникает эта борьба лучшего с хорошим, этот раздор внутри оппозиции, отнюдь не потому, что внутривидовая борьба всегда острее межвидовой. Товарищи рыцари просто переоценили собственные силы.

Правда, не отнять и у власти поразительного умения сделать ещё хуже. Если в самом деле журналистка Ольга Романова будет признана виновной в оскорблении курящей девушки-полицейской, запечатлённой на какой-то фотографии (в своём фейсбуке Романова назвала героиню снимка б...ю - подробности скандала здесь), настанет золотая эра хомячков: послал депутата на три буквы в твиттере, назвал президента чудаком на букву «м» в Интернете, и глядь — назавтра уже сидишь на одних нарах вместе с революционерами-подпольщиками.

В нормальном демократическом обществе, правда, никому не придёт в голову упечь кого бы то ни было в тюрьму за то или иное высказывание. Но нормальное это общество начинается в том числе с того, что население страны осознаёт себя членами общества, гражданами. А происходит это в том числе через требование от народных избранников отчёта, через формирование института репутаций и, как следствие, через посильное противостояние принципу «плюй в глаза — всё Божья роса», который всегда и в любом обществе входит в моду у политиков, стоит только избирателям чуток ослабить вожжи.

Так вот, чёрт бы с ним, с зазнайством — с российской оппозицией это не так часто случается, пусть потешатся. Важно другое: как раз зачаткам гражданского общества наши «белые рыцари» сейчас и пытаются на роток накинуть платок, исходя из ложно понятого благородства.

Молчать при встрече с очевидным злом, пусть даже свято (или дьявольски) убеждённым в своей правоте — не благородство, а делячество. Волей-неволей вспомнишь побасёнку о старушке, которая на всякий случай каждый день ставила одну свечку Георгию-Победоносцу, а другую дьяволу, объясняя: «Ведь не знаешь заранее, куда попадёшь — в рай или в ад!»

Читайте также:

"Патриотизм, переходящий в идиотизм". Все, о чем говорили на "Марше против подлецов"

Дмитрий Быков: Зачем власть примазывает оппозицию к Западу?

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика