Кому нужны выборы президента-2012?

«Ещё раз этот журналист меня сфотографирует — в зубы дам, отвечаю!» — корреспондент “Собеседник.Ру” провёл двадцать часов на избирательном участке в Москве и всерьёз задумался о том, кому на самом деле нужны выборы президента-2012

Корреспондент “Собеседник.Ру” провёл двадцать часов на избирательном участке в Москве и всерьёз задумался о том, кому на самом деле нужны выборы президента-2012.

«Ещё раз этот журналист меня сфотографирует — в зубы дам, отвечаю», — злобно сплёвывает член участковой комиссии. «И зачем я вообще на это подписался?» — громко разглагольствует он. — «Какая мне выгода? Заплатят неизвестно сколько, да и заплатят ли вообще... На работе дали отпуск на две недели — очень он мне нужен сейчас, этот отпуск!.. Да я тысячу каждый день только на бензин трачу — туда-сюда ездить!..» Он живёт в Подмосковье, и становится действительно непонятно, зачем он решил потратить несколько своих вечеров, воскресенье 4 марта и утро понедельника на работу в участковой комиссии во время выборов президента-2012.

Комиссия на нашем участке в Юго-западном округе Москвы новая, необкатанная. Тот состав, который занимался здесь выборами в Госдуму, в организации выборов президента-2012 почему-то участвовать отказался. Людей в этот раз набирали чуть ли не по дружбе, и говорят, что и наш бессребреник — то ли знакомый, то ли коллега председателя комиссии. «Попросил помочь, блин! Теперь он мне точно должен "поляну"!» — всё никак не уймётся он.

Нашей команде наблюдателей на выборах президента-2012 достался не самый подозрительный участок: за «Единую Россию» в декабре здесь было 49,6%. Правда, знакомый наблюдатель, работавший зимой здесь же, рассказал мне, что ему тогда довелось даже выгонять «карусельщиков» — это фальсификаторы, которые ездят на автобусах по району и, вступая в сговор с руководством комиссий, голосуют несколько раз на разных участках по одному и тому же открепительному удостоверению. По странному совпадению, член избиркома, который тогда переживал за «карусельщиков», как за родных, попал и в новый состав комиссии...

Наш участок был «прикрыт» наблюдателями с запасом. Гражданский протест сделал своё дело: число волонтёров, прошедших обучение и следящих за голосованием, выросло на выборах президента-2012 по сравнению с думскими в несколько раз. Вселяло надежду и то, что комиссия ещё не заматерела. Наблюдателям разрешили ходить по участку, вести фото- и видеосъёмку — в общем, действовали по нынешним временам неслыханно: по закону.

Тем не менее почти все претензии, высказанные к моей декабрьской комиссии, применимы и к мартовской. Некоторые этапы процедуры ответственные лица стремились проскочить на всех парах, а на любые замечания наблюдателей реагировали как на провокацию. «Не снимайте меня!» — обижалась секретарь избиркома. Вечером, когда поток избирателей схлынул, она сама попросила экипированных «зеркалками» наблюдателей красиво сфотографировать её на фоне кабинок для голосования...

Хорошо хоть не ощетинивались и не угрожали удалить. Зимой нас выгоняли пачками, поэтому на  выборах президента-2012 акцент в подготовке наблюдателей был сделан на доброжелательность к членам комиссии. Нам твердили: не лезьте на рожон без надобности.

Должно быть, подобные рекомендации получили и члены избиркомов — потому что боялись наблюдателей больше, чем пуганая ворона боится куста. К концу дня комиссия завела привычку сзывать всех наблюдателей в отдельный кабинет, подальше от путинских камер, где затравленно просила подписать тот или иной акт «без приключений» — притом что даже у чересчур дотошных коллег (а были и такие, кто вступал в перепалку с молодыми супругами, вместе забравшимися в кабинку для голосования) претензий никаких и не было...

Наблюдателям в таких условиях работать было трудно — вместо дружелюбия чувствовалось напряжение. Членам комиссии работать было, должно быть, невыносимо. Кончилось это плохо: когда участок закрылся, комиссия начала считать проголосовавших избирателей и обнаружила, что цифры не сходятся на единицу. Потерянного избирателя нашли только через три с половиной часа пересчётов... Наконец можно было приступить собственно к подведению итогов голосования выборов президента-2012 на нашем участке.

Явка 51,9%

Результаты по кандидатам:
Путин 46,61%
Прохоров 21,48%
Зюганов 19,34%
Миронов 6,77%
Жириновский 5,80%


Недействительных бюллетеней оказалось 2,5%. Самым популярным способом выражения протеста стали матерные слова, жирно написанные поперёк списка кандидатов. Ещё кто-то бросил в урну чистый лист и листовку с карикатурами и стихами собственного сочинения, направленными против Владимира Путина.

На моём участке выборы президента-2012 прошли честно, но чрезвычайно нервно. На территории всей остальной страны ответственные лица постарались, чтобы всё было с точностью до наоборот: без напряга для них и максимально неподконтрольно. В Москве двое наблюдателей тоже, очевидно, чересчур рьяно снимали на видео девушку из участковой комиссии: она написала на них заявление в полицию, и их вышибли с участка по обвинению в сексуальном домогательстве. В Туле наблюдатели, приходя на участок, обнаруживали, что их места уже заняты подставными «двойниками». В Нижегородской области, обнаружив в урнах по несколько пачек вброшенных бюллетеней, выгнали с участка всех наблюдателей — а когда один из членов комиссии возмутился таким самоуправством, отправили домой и его. В Челябинске избирателям выдавали бюллетени с уже проставленными во всё том же последнем пункте галочками...

Ко мне как к наблюдателю избиратели ни разу не обращались за тем, чтобы зафиксировать нарушение или помочь в составлении жалобы. Зато не раз и не два сетовали на отсутствие ощущения праздника, атмосферы важного события.

Я не знаю, как относиться к их словам. С одной стороны, ностальгируя, эти люди явно имели в виду советские выборы, народные гуляния по случаю «выброса» дефицита и 99,9% проголосовавших за нерушимый союз коммунистов и беспартийных.

С другой стороны, я вспоминаю о том, как маялись и жаловались мне члены избирательной комиссии, и я действительно не понимаю, зачем они в это ввязались. Я думаю о пенсионерах, которые обижались, когда к ним домой не торопились с урной для переносного голосования, и звонили в избирком, гневно крича «Я ещё не умер!» Я думаю о двух девушках, которые пришли голосовать впервые в жизни за двадцать минут до закрытия нашего участка и получали от членов комиссии поздравления под жидкие аплодисменты уставших наблюдателей.

Эта мысль может показаться странной, но выборы президента-2012 не нужны даже тому, кого на них выбирают. Легитимность этого человека определяется не тем, сколько голосов за него подано в действительности, а тем, поверит ли население в цифры, озвученные Владимиром Чуровым. Выборы президента-2012, как и любые другие выборы, не нужны никому, кроме тех, кто приходит на них голосовать, и тех, кто хочет отстоять свой — и чужой — честный выбор.

Уважаемые посетители Собеседник.ру! Верите ли Вы в честность итогов выборов президента-2012? Примите участие в нашем ОПРОСЕ.

Все подробности выборов президента-2012 Вы можете узнать ЗДЕСЬ.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика