Сыграть вместе. Военно-музыкальные тайны фестиваля "Спасская башня"

Красная площадь в первую неделю сентября по вечерам закрыта: вход строго по билетам, напротив мавзолея Ленина дрессируют лошадей, по брусчатке ходят музыканты в экзотических костюмах, а из-за Кремлевской стены временами даже постреливают

Фото: Андрей Струнин

Столичная Красная площадь в первую неделю сентября по вечерам закрыта: вход строго по билетам, напротив мавзолея Ленина дрессируют лошадей, по брусчатке ходят музыканты в экзотических костюмах, а из-за Кремлевской стены временами даже постреливают. Фестиваль военных оркестров «Спасская башня» проходит в центре Москвы в седьмой раз.

Енот вместо медведя

Невозможность променада по Красной площади некоторым гостям столицы компенсируют неожиданные встречи неподалеку от Кремля, например со старыми гренадерами из Женевы при полном параде, или с армянскими барабанщицами, или с парочкой ярко одетых ирландцев в килтах, прогуливающихся по Варварке или Ильинке. На худой конец можно увидеть юного россиянина в кирзачах и пугающей военной форме времен Первой мировой – это переодели суворовцев Военно-музыкального училища. Один из парнишек даже выбегал встретить свою девушку. Иностранные туристы не смогли побороть желание снять их поцелуй на фоне храма Василия Блаженного. Нескромно, но романтично. До начала военно-строевого шоу (ежедневно в 20:00) времени у полутора тысяч (!) музыкантов из разных стран, как правило, вагон и маленькая тележка. Вот и гуляют прямо в костюмах.

Ближе к началу шоу артисты подтягиваются к гримеркам. Точнее, к палаточному лагерю – в контексте военного фестиваля это звучит и органичнее, и правдоподобнее. Палатки в закрытой зоне Васильевского спуска образуют небольшую площадь. Если днем на этой площади можно встретить разве что нескольких швейцарцев, мило трапезничающих за раскладным столиком с нарезанной колбаской, ветчинкой и даже – о-ля-ля! – с красным винцом в пластиковых стаканчиках, то где-то за час до построения и выхода к зрителям на площади начинается броуновское движение. И стоит, например, подойти к мексиканскому оркестру Banda Monumental на пару формальных слов для прессы – они, разодетые, в сомбреро, выйдут со своими инструментами из палатки и зарядят несколько своих лихих латинских песен: «Р-р-р, йо-хо!» А «гренадеры» тут же схватят свои швейцарские мобильники и начнут снимать мексиканцев на фоне Спасской башни – для личного архива. А что? Красиво же! Фестиваль!

[:image:]

Среди швейцарцев, кстати, нашелся русскоговорящий музыкант Поль.

– Мама русская, уже 30 лет преподает русский язык в Женевском университете, – радостно докладывает мне Поль и объясняет, что их шикарные шапки в былые времена делали из медвежьей шерсти. – Но сейчас в Швейцарии с медведями проблема, так что эти сделаны из енота.

Санкции НАТО

Сам военно-музыкальный парад – зрелище строгое, требующее четкости и дисциплины. Подавляющее большинство коллективов – российские. Тут и военный оркестр Московского гарнизона, и оркестр Штаба Черноморского флота (его приветствовали особо), и Президентский оркестр, и ансамбль Александрова, и многие другие. Это про швейцарских «реконструкторов» тут рассказывают, что они начинают с увеселительных напитков еще утром в гостинице. Ирландские волынщики, поговаривают, ищут эль или что-нибудь покрепче в ближайших барах только после парада, но все равно делают кассу ресторанам. Наши же парни на Красной площади не «фестивалят», а – по всему видно – несут службу.

[:image:]

Состав участников в этом году необычный «в силу сложной обстановки, которая сложилась во внешнем мире». Генералам, состоящим в оргкомитете «Спасской башни», можно только посочувствовать. Никто особенно не делал на этом акцент, но комендант Московского Кремля Сергей Хлебников накануне генеральной репетиции обмолвился, что приглашения на фестиваль во многих странах воспринимали как военное сотрудничество с Россией и «соответственно выстраивали отношения». Как именно выстраивали, «Собеседнику» рассказал директор «Спасской башни» Сергей Смирнов:

– Да, у нас возникли сложности в связи с санкциями стран НАТО. Ведь контракты мы заключаем с министерствами обороны разных стран. Состав, который вы видите в этом году, – уже третий. Еще в конце февраля из проекта вышла Великобритания, несмотря на то, что идет год культуры Британии в России и России в Британии. А потом началась эта вакханалия на Украине и… Должны были приехать французы, голландцы, немцы и так далее. Они последовательно стали выходить. Последними из проекта вышли Греция и Болгария, и произошло это за пять дней до открытия фестиваля. Хотя это не военные учения, а площадка, где могут собраться музыканты и получить кайф. Они ведь особое племя: им важно сбиться в кучу, посмотреть друг на друга и что-нибудь сыграть вместе.

[:image:]

Шашечки на попе

Непосредственно военные оркестры, помимо России, представили Казахстан и Сербия. Сербы выглядели весьма скромно, выйдя после российской роты спецкараула Президентского полка эдаким небольшим батальончиком. К тому же и российский коллектив, и вышедший вскоре казахский позволяли себе всяческие приятные для зрителя вольности: наши ударились в джаз и сбацали «Шизгару», казахи порадовали не менее известной вещицей I Like to Move It, известной всем по мультику «Мадагаскар». Без оружия на «Спасской башне», конечно, никак, но когда казахские бойцы прицелились прямо в центральную трибуну, довольны этим были не все. Любовь публики, впрочем, вернуть было несложно: спас «военный» ремикс на Moscow Never Sleeps.

Худрук фестиваля генерал-лейтенант Халилов соорудил необычный финал. «Широка страна моя родная» начинают играть… ирландские волынщики, а затем подхватывают все участники «Спасской башни». «Они, наверное, сами не знают, что исполняют», – подмигивает Халилов.

[:image:]

«Спасская башня» – это не только оркестры, но еще и конная программа. Конный манеж на Красной площади выглядит экзотично. Выходишь с генеральной репетиции – а у мавзолея скачут белые кони. И не потому, что ты замерз до галлюцинаций – это француз Лоренцо не дает своим питомцам спуску. А как давать, если лошади должны слушать его еле уловимые звуки, которые он издает с помощью языка, и… выстраиваться в ряд?! Наши кавалеристы тоже не лыком шиты, но до шоу, конечно, недотягивают. Зато на репетиции засматривались на гордых всадниц в шикарных длинных кружевных юбках и робко им улыбались.

А стоявшего рядом со мной секьюрити больше всего заинтересовала «прическа» филейной части российских военных лошадей:

– Смотри, какие шашечки у них на попе!

К середине фестиваля прибудет и Мирей Матье, которую вывезут к зрителям на раритетном французском авто. Почему именно она каждый год приезжает на «Спасскую башню», причем со всей семьей, – на этот вопрос мне ответить так и не смогли. Пусть останется тайной. Военной, а точнее – военно-музыкальной.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика