Модный приговор
«Необычный», «неповторимый», «ни на что не похожий», «волшебный» и даже «сюрреалистичный»… Такими эпитетами наградила показ коллекции российского модельера «с мировым именем» Алены Ахмадуллиной на завершении Недели моды в Москве собственная PR-служба дизайнера в официальном пресс-релизе.
Кардинально противоположное мнение об увиденном сложилось у зрителей – немногочисленных звезд и журналистов, откликнувшихся на приглашение. Кстати, журналистам эта самая PR-служба сначала выдала аккредитацию на дефиле, потом отменила ее, но в конце концов пустила с условием, что согласование материалов о показе Alena Akhmadullina перед публикацией обязательно. Вопреки грозному предупреждению пиарщиков, возмущенное и оскорбленное fashion-сообщество пусть не на страницах своих изданий, а в интернет-блогах разразилось в адрес последней коллекции Ахмадуллиной злобной, но справедливой критикой.
«Это все выглядело, как похороны Ахмадуллиной», «в ближайшее время ожидаем увидеть Алену среди бомжей на площади Трех вокзалов», «наглядный пример, как можно распиарить что угодно», – писали разные блоггеры. То, что отметили все: Ахмадуллина умудрилась отбить интерес к себе даже у самых верных поклонников. «Коллекция без одежды», или «коллекция-фикция», как тут же окрестили это траурное дефиле, оказалась таковой не столько потому, что представляла собой лишь анимированные эскизы, сколько по причине абсолютной, по мнению экспертов моды, бездарности и явно выраженной депрессивности. Кто-то из модных критиков ехидно подметил, что это скрытая депрессия «поматрошенной и брошенной олигархами женщины».
Но ни возможные неприятности в личной жизни, ни публичное признание модельера в том, что она подражает ныне покойному знаменитому британскому кутюрье Александру Маккуину, не могут служить ей оправданием. Как и тот факт, что до последней минуты организаторы не знали, состоится показ Ахмадуллиной или нет. Это подтверждает слухи о том, что демонстрация коллекции не была толком подготовлена. И вообще, большой вопрос: было ли что показывать?
В кулуарных обсуждениях профессионального конфуза Ахмадуллиной многие сочувствовали модельеру, чья карьера из-за различного рода неудач медленно, но верно катится в пропасть. Иные злорадствовали – вещи Alena Akhmadullina не продаются в бутиках по причине отсутствующего спроса на них. Вспомнили, как одежду от Ахмадуллиной отбраковали владельцы известного бутика «Ле Форм», а те вещи, которые попали к их коллегам в «Подиум», до сих пор висят в стоке. Часто пустует и бутик самой Алены.
Нашлись вещи дизайнера и в интернет-магазине Boutique.ru, где Akhmadullina числится в разделе новинок: из представленных 22 моделей больше половины – уже уцененки. К примеру, шелковая блуза, которую раньше не могли продать за 10.000 рублей, или трикотажное платье за 34.900 рублей теперь по карману среднестатистической покупательнице. Но и на скидку в 50% (!) желающих немного.
Кризис налицо. Однако, выясняется, он касается только бренда, а не собственно светской дивы Алены Ахмадуллиной. Ведь в то время, как бизнес хиреет, спонсорские средства она тратит на аренду шикарных апартаментов в элитном районе столицы, парк престижных авто с личными водителями, жалованье многочисленным помощникам и собственную зарплату, которая, по слухам, исчисляется десятками тысяч долларов. Показ ее виртуальной коллекции на московской Неделе моды стоил спонсорам дороже, чем дефиле любого из представленных на мероприятии дизайнеров. Дабы успокоить рассерженных инвесторов, сожалеющих о выброшенных на ветер деньгах, дизайнер обеспечила бесплатный макияж для представительниц банка-спонсора. Правда, не за свой счет, а за счет организаторов.
Шоу с инсталляциями на Неделе моды окончательно убедило всех в том, что бренд Alena Akhmadullina был фикцией от начала до конца. Специалисты американского экспертного агентства Russian Trends Watch (RTW), проводившие недавно исследование российского рынка моды, утверждают, что марка приобрела популярность не столько благодаря креативу команды Ахмадуллиной, сколько умению модельера дружить с нужными людьми – «влиятельными финансистами из золотого списка Forbes». Скажем больше: с целым рядом представителей этого списка молодого модельера связывали и связывают более близкие отношения, подробности которых активно муссируются в гламурной среде. Все это время они искусственно поддерживали интерес к модельеру и фактически сделали из нее бренд. Да и каждый «творческий кризис» Ахмадуллиной приходился аккурат на то время, когда ее бросал очередной поклонник.
Последний кризис затянулся настолько, что уже в ближайшее время Ахмадуллина может стать банкротом. Финансовое положение компаний модельера за последний год серьезно ухудшилось. В RTW пришли к тому же выводу: в этом году Alena Akhmadullina «либо сменит владельца, либо закроется». Эксперты называют две причины столь плачевного положения марки. Во-первых, одежда от Алены Ахмадуллиной неизвестна ни западным потребителям, ни профессионалам из мира fashion, что делает практически невозможным распространение марки вне России. «Продажи заметно зависят от успеха марки за рубежом, а бренд Akhma-dullina не получил известности за пределами московского Садового кольца и не попал в западные магазины», – говорится в исследовании RTW.
Во-вторых, партнеры дизайнера, на чьи инвестиции она очень рассчитывала, заявили о прекращении финансирования марки, что говорит о бесперспективности проектов Ахмадуллиной. Недавно из состава учредителей сети бутиков Alena Akh-madullina вышел ее бизнес-партнер. В светской тусовке циркулируют слухи о том, что несколько миллионов долларов, которые он вложил в развитие fashion-бизнеса, пропали без следа. Аналитики fashion-рынка, опрошенные RTW, утверждают, что потеря основного делового партнера вызвала у Ахмадуллиной «необходимость немедленно искать дополнительное финансирование, что является непростой задачей, принимая во внимание бушующий финансовый кризис».
Кроме того, столичные модницы все чаще жалуются на плохое качество материала и лекал, по которым шьется одежда Alena Akhmadullina. Иногда дизайнеры идут на хитрость и на закрытых парижских распродажах покупают ткани плохого качества за большие деньги, а откаты делят с продавцами. Но в данном случае более вероятно то, что у Ахмадуллиной нет денег на качественные ткани, так же как не всегда хватает средств на зарплаты сотрудникам и аренду.
Но не только экономическая обстановка в стране ставит перед дизайнером столь сложную задачу. Поговаривают, что Алена Ахмадуллина давно отошла от дел, полностью окунувшись в светскую жизнь, и в этом уже никто не сомневается, приписывая авторство ее последних коллекций fashion-«негру» – некой Кате Сычевой. По слухам, именно она разрабатывает всю одежду «от Ахмадуллиной», а сама модельер, которую чаще можно встретить на различных vip-мероприятиях, чем у себя в офисе, практически перестала контролировать процесс – собственно бутик на Никольской, маленькую фабрику в Санкт-Петербурге и ателье на территории знаменитой Трехгорки.
По самым скромным подсчетам, ежемесячные расходы Alena Akhmadullina составляют не менее 200 тыс. долларов. Только одна аренда бутика на Никольской обходится его хозяйке не менее чем в 50 тыс. долларов в месяц. Неотъемлемая часть fashion-бизнеса – участие в модных показах. К примеру, в Париже они устраиваются два раза в год. Это еще минимум 600 тыс. евро. В этом году очередная поездка Ахмадуллиной в Париж не состоялась. Возможно, еще и потому, что последний, прошлогодний показ вышел для модельера провальным.
Единственное, что может успокоить Ахмадуллину – в своем положении она не одинока: согласно исследованию RTW, подобная ситуация характерна для большинства российских модельеров, бизнес которых не подкреплен сильным менедж-
ментом. «Российские дизайнеры еще не сумели трансформироваться в профессиональное сообщество, – говорит консультант и автор учебников о развитии моды Маргарет Энн Поли. – Есть дизайнеры, но нет производства, нет дистрибуции, нет логистики». Агентство также приводит слова Ирэн Фридмэн, автора популярного блога о моде, которая считает, что многие российские дизайнеры «вообще не дизайнеры, а подруги и жены олигархов»: «Они получают финансирование от своих состоятельных друзей, испытывают удовольствие от гламурной атмосферы, но они не способны руководить компанией и производить товары того качества, которое ожидает западный потребитель. Алена Ахмадуллина говорит о себе как о ведущем дизайнере России, но ее известность среди профессионалов на Западе равна нулю». Согласно опросу американских и английских участников рынка, самыми известными российскими марками оказались Денис Симачев (19%) и Валентин Юдашкин (12%), а наименее популярной – Алена Ахмадуллина (менее 1%).
Находясь в столь незавидном положении, Алена и не попыталась реабилитироваться на Неделе моды в Москве. Однако мир fashion, который любит амбициозные таланты, не прощает им спокойного почивания на лаврах и рано или поздно безжалостно прогоняет вон. «Это уже становится не смешно – жалобы людей, работающих на самых известных дизайнеров, о том, что их кинули, – пишет блоггер Patrick про Ахмадуллину и иже с ней. – Это один из самых главных трендов – кинуть людей, которые их растили как дизайнеров и как бренд. Ради денег и тщеславия кидают всех: пиарщиков, организаторов Недель моды (доставших их с помойки), не гнушаются кинуть даже мужей! Что же это за особый тип человека такой – российский дизайнер, которого поскребешь и увидишь за ним трупы людей, по которым он карабкался наверх, к славе?»
Не прощает подобного и бизнес: то, что Alena Akhmadullina без пяти минут банкрот, уже не является большой тайной ни в России, ни за рубежом. Вероятно, она надеется на то, что если гламурная тусовка перестанет воспринимать ее как дизайнера, то уж точно оставит за ней статус светской львицы, слава которой, по сути, и была ее конечной целью.