Новости дня

11 декабря, понедельник















10 декабря, воскресенье
























09 декабря, суббота






В Омске маршруточника оштрафовали за бесплатные рейсы – или за езду без лицензии?

«Собеседник» №36-2017

Вадим Остапов // Фото: Андрей Кутузов

В Омской области водителя маршрутки затравили конкуренты за то, что он бесплатно возит малоимущих и многодетных.

«Болеть по расписанию»

Ситуация, в которой оказался маршруточник Вадим Остапов, стала известна благодаря каналу на YouTube, который называется «Омский Мимино». Его создал сам Вадим, чтобы защитить себя от травли конкурентов. 

С героем советского кинохита у Остапова много общего: он вырос в Грузии, возит земляков – пусть на «Газели», а не на вертолете – и тоже выбрал «маленькую родину». 

Вообще-то в деревне Трубецкое Остапов живет всего лишь с 2008 года. Переехал сюда из Омска.

– Омск сильно изменился за последние годы, – говорит Остапов. – Предприятия закрываются, люди живут хуже. Мы раньше ходили гулять в рощу в нашем районе, а потом страшно стало – там наркоманы и алкоголики.

В Трубецком, деревне на две сотни дворов, Остаповы купили каменный дом. При этом продолжали работать в Омске:  Вадим – водителем маршрутки, Татьяна – в собственной пекарне Остаповых. О переезде не жалели, на себя и двоих сыновей денег хватало. Вадим говорит, что и забытой богом глубинки в Трубецком нет.

– Газоны подстрижены, дома покрашены, пьяница – один на всю деревню, но мирный, мы его любим.

Благополучие закончилось с реформой транспорта. В Омске мелких перевозчиков вытеснили крупные, многие маршруты ликвидировали, и Вадим остался без работы.

– От нас убрали рейсы в Омск, – рассказывает Вадим. – Сейчас ходят три дня в неделю автобусы, но не прямые – нужно делать пересадку в Александровке, на дорогу вместо 1,5 часов уходит 2,5–3. И что делать людям: болеть по расписанию?

После отмены рейсов Остапову пришлось каждый день возить жену в Омск на машине. Говорит, почти весь доход уходил на бензин.

«Зато люди будут счастливы»

В прошлом году Остапов написал письмо с просьбой вернуть регулярное сообщение, собрал подписи земляков и отправил в департамент транспорта Омской области. Там ответили, что мимо Трубецкого по трассе ходит аж 20 автобусов, с транспортом все хорошо. 

– Они пишут про автобусы, которые ездят по трассе, но до нее надо еще добраться! – возмущается Вадим. – От нашей деревни это 2 километра пешком, от соседних – 5–7 км.

Тогда несколько местных мужчин скинулись, купили «Газель», предложили Вадиму ее арендовать и работать водителем: так у местных будет связь с «большой землей», а у него – заработок. Остапов стал возить жителей Трубецкого, соседних деревень и Александровки. Вместе с его женой в семейную пекарню Остаповых теперь на работу ездят «деревенские девчонки»: супруги предложили им работу пекарей. В салоне 13 мест, половину занимали работники пекарни, три-четыре места – остальные пассажиры. В будни маршрутка ездила полупустая.

Подвозить нуждающихся бесплатно Остапова убедил его сын Вадим, которому 9 лет. 

– У него подружка в соседней деревне есть, Надя, – рассказывает Вадим-старший. – Она из многодетной семьи, мама серьезно болеет, раз в неделю ездит на процедуры в город – 150 рублей в один конец. Когда был летний лагерь, сын расстроился, что Надя туда не отправилась. Оплата 150 рублей за смену, но мама сказала: денег нет. 

Идею подвозить пассажиров бесплатно подсказал Вадим-младший
Идею подвозить пассажиров бесплатно подсказал Вадим-младший // Фото: Андрей Кутузов

Однажды Остапов подвозил Надю, и сын попросил его не брать с девочки деньги. Отец согласился: «Конечно, сынок. Она же наша гостья». Вадим-младший осмелел и попросил отца не брать деньги и еще с двух женщин, которые тогда ехали в маршрутке. Вообще-то сын Остапова, несмотря на возраст, цену деньгам знает: именно он помогает отцу вести учет пассажиров и по хозяйству – у семьи 32 сотки огорода.

– Я ему говорю: «Сынок, это работа. Как мы тогда деньги зарабатывать будем?» – вспоминает Остапов. – А он мне: «Зато люди будут счастливы».

Вадим обратился к главе администрации Александровского сельского поселения Павлу Ренье с предложением бесплатно возить тех, кому поездка в Омск не по карману. Тот сначала побоялся подписывать договор.

– Для меня это было дико. Сейчас ничего просто так, бесплатно не бывает, – объясняет Ренье.  

Остапов согласовал свои благотворительные рейсы в районной администрации, а потом с чиновниками в поселениях. Теперь все устроено так: Вадим отдает талоны на бесплатный проезд фельдшеру, а тот вместе с направлением на прием к врачу передает их социальным пассажирам – пенсионерам, многодетным, инвалидам. Такой пассажир созванивается с Вадимом, и тот забирает его, когда едет в Омск, а потом отвозит обратно. Мест всегда хватает.

«Сына хочу человеком вырастить»

Односельчане бесплатной маршрутке, конечно, обрадовались. Вадима благодарят, на улице жмут руку. Вот только благотворительность Остапова не понравилась его конкурентам – омским маршруточникам. В областном центре Остапова тут же «просекли». Стали подходить и предупреждать: либо завязывай клиентов уводить, либо заключи договор с нашей фирмой и плати нам. Дошло до мордобоя.

– Подошел ко мне пацанчик лет 30, – рассказывает Вадим. – У него вес килограммов 120, а у меня – 60. К машине прижал, дал в харю так, что у меня очки слетели. Пока мы разбирались, его напарники шины мне прокололи. Поехал в автосервис покупать бэушные.

Пассажиры, конечно, за Остапова. Как-то во время очередного нападения одна бабушка не выдержала и бросилась с клюкой на помощь Вадиму. Когда конкуренты поняли, что угрозы не сработали, проводить с Остаповым «информационные пятиминутки» перестали. Начали писать жалобы – в прокуратуру и в налоговую, а когда там никакого криминала в деятельности трубецкого маршруточника не нашли, дошли до департамента транспорта.

– Сотрудники УГАДН (Управление государственного автодорожного надзора по Омской области. – Авт.) за последние несколько месяцев меня раз пять останавливали, – говорит Остапов. – Штрафуют за то, что нет маршрутной карты. У меня и не должно ее быть – я по предзаказам людей вожу. Омск – миллионный город, а меня хлопают и хлопают! Но знаете, как брат (Данила Багров в фильме «Брат». – Авт.) говорил? «Сила в правде». Я знаю, что прав.

Жена Вадима Татьяна его правду не одобряет, переживает – ее мужу грозили поджечь машину. Но Остапов решил: социальные рейсы есть и будут.

– Я не совсем альтруист, понимаете, – снова будто оправдывается он. – Я сына хочу нормальным человеком вырастить. А что для этого надо? Чтобы вокруг него был нормальный мир. А такой самим создавать надо.

«Ему грозит штраф в 50 тысяч рублей»

Тем временем омское УГАДН передало протоколы на Вадима Остапова в суд. Позицию ведомства пояснил его начальник Дмитрий ПЕТРОВ:

– К нам действительно поступило обращение от предпринимателей, которые осуществляют регулярные перевозки пассажиров. При проведении рейдов было установлено, что гражданин Остапов осуществляет перевозки без лицензии. 13 сентября состоялось первое заседание суда, где он пояснил, что возит людей бесплатно в соответствии с заключенным с администрацией договором, однако параллельно возит людей за деньги. На это он не имеет права, у него должно быть разрешение на этот вид деятельности. Если это регулярные перевозки, требуются лицензия и карта маршрута. Если он возит людей по заказу, должен уведомить УГАДН об осуществлении предпринимательской деятельности и представить договор фрахтования транспортного средства на перевозку пассажиров и багажа. В соответствии с законодательством РФ за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей. По данному вопросу решение принимают суды общей юрисдикции.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания