Как две девушки стали зарабатывать, придумывая необычные вкусы мороженого, узнал Sobesednik.ru.
Холодное дело из жаркой страны
Бизнес Ирины Гармаевой и Екатерины Кудряшовой начался… с отпуска. Девушки познакомились во время отдыха на Кипре. Выяснилось, что у будущих бизнес-партнеров много общего: менеджерский опыт за плечами (Екатерина – руководитель отдела продаж в компании канцтоваров, Ирина – маркетолог в фирме детских игрушек) и обе обожают готовить и дегустировать вкусные и необычные блюда. Сошлись будущие компаньонки еще и в желании оставить наемную работу и попробовать сделать что-то свое.
– Мороженое! – почему-то предложила Ирина после обсуждения других идей – магазина детской одежды и ресторана. Видимо, казалось, что детское лакомство, с которым у большинства из нас только приятные ассоциации, не может подвести.
Так жаркий Кипр положил начало холодному бизнесу.
– Был 2015 год, кризис уже разошелся вовсю. Многие компании страдали от проблем, но оказалось, что это не самый плохой момент для начала своего дела. Мы удачно наткнулись на объявление о продаже небольшого цеха по производству мороженого в Московской области. У предыдущих владельцев дело не пошло, но нас это не остановило, – рассказывает Екатерина.
Чтобы выкупить небольшое помещение размером со стандартную двушку, Екатерине пришлось продать свою машину, а Ирине – занять денег у родственников.
– Для начала нам нужно было две установки – пастеризатор и охлаждающее оборудование. Старое и не очень мощное, но оно было в наличии. В «наследство» нам достался один работник. Ну и у нас – четыре руки. В первое время всё делали сами: смешивали ингредиенты, ставили на пастеризацию, потом охлаждали, раскладывали по порциям – и в морозилку. Итог, честно говоря, был непредсказуем. Пока не набили руку, столько партий пришлось выкинуть на помойку! То мороженое расслоилось, то попадаются лед и частички жира, то какой-то ингредиент повел себя неожиданно и, например, придал сладкому продукту горечь...
Но к производству мороженого девушки подошли с холодной головой – раз за разом добивались нужного качества.
– Мы используем только фермерские молоко и сливки, причем до этой фермы в Истринском районе мы сами доехали, посмотрели на коровок, условия их содержания, кормления и только после этого подписали договор. У нас в принципе нет ни ароматизаторов, ни красителей, если мороженое называется «Клубника со сливками», то в него положена настоящая клубника, а не ее химический аналог. Кстати, лимонное мороженое у нас белого цвета, потому что сок лимона на самом деле белый, и если увидите желтое – это обман. То же самое клубника со сливками: она должна быть слегка розоватая, а интенсивно-розовая или красная – это краска, – перечисляет Екатерина.
Но благие намерения начинающих бизнесвумен чуть не обернулись проблемами со сбытом.
– В разгар кризиса торговые сети не хотели понимать, что качество не может быть дешевым. Им проще было взять продукт похуже, но подешевле, – жалуются мороженщицы. – Тогда мы поняли, что нам нужна своя ниша. Так появились наши первые, свои собственные, сорта: «Йога» – диетическое мороженое без сахара, жира, с добавлением пробиотиков, специй и пряностей, «Спорт» – протеиновое мороженое с повышенным содержанием белка и «Веган» – без лактозы и ингредиентов животного происхождения.
Фитнес-клубы, специализированные сети и рестораны стали брать полезное мороженое на ура. К тому же пресловутое импортозамещение сыграло на руку девушкам – зарубежные аналоги после скачка валют стали дороговаты для потребителей, и их потеснили отечественные производители. Вроде Ирины и Екатерины.
Игра со вкусом
Эксперименты со вкусом начинающим бизнес-леди особенно понравились. Соленая карамель – почему нет? Добавить в клубнику базилик, а в шоколад – мяту? Отлично! А если чили положить в малину? Необычно, но вкусно же! В рознице 130-граммовая баночка необычного лакомства стоит 65–105 рублей.
– Все комбинации мы тестируем на себе и своих знакомых. Кстати, сейчас готовим к выходу еще несколько необычных вкусов, но до их официальной презентации – это секрет! – говорит Екатерина.

// Фото: из личного архива
Девушки всерьез рассматривали ввести в продуктовую линейку алкогольное мороженое и даже придумали ему шутливые названия – «Клубника с шампанским», «Самогон», «Первачок», но идея здорового питания все же победила.
Креативность бизнес-партнеров стоила им дополнительной бюрократической волокиты – сертифицирующие органы никак не могли понять: что за мороженое такое – с солью и овощами? Всё решили пробы. Сейчас у создателей необычного мороженого все сертификаты на руках.
Директор и директор
Покупатели тоже распробовали новинки – с 2015 года объем производства вырос с 60 кг до 3 тонн в сутки. Сегодня на производстве трудятся уже 25 человек. К Москве добавились едоки и в регионах. Функции партнеры поделили поровну: Екатерина – генеральный директор, Ирина – директор по маркетингу и развитию, но соратницы говорят, что это просто формальность и на самом деле они все решают сообща.
– Мы хотим запустить франшизу по продаже нашего мороженого. Считаем, на этом можно зарабатывать по 50% и более, – уверяет Екатерина.
Рентабельность своего производства девушки оценивают как очень неплохую – 35–50%, но большая часть прибыли реинвестируется в производство. Чтобы снизить затраты, нужно расширять бизнес и еще больше увеличивать объемы. Поэтому девушки обратили внимание на страну, где в потребителях точно не будет недостатка, – густонаселенный Китай. Первый же выезд на фестиваль мороженого в эту страну оказался успешным – китайцы буквально налетели на лоток из России и за час расхватали все, что девушки привезли для дегустации на несколько дней.

// Фото: из личного архива
– У нас есть мечта – сделать бренд международным, – признается Екатерина. – Хотим, чтобы наш продукт распробовали и полюбили в других странах. Нам не стыдно за наше качество, оно не будет проигрывать по сравнению с тем, что лежит на зарубежных прилавках. А из-за падения курса рубля товары из России получили дополнительное ценовое преимущество – теперь они стоят дешевле, чем импортные аналоги. Поэтому тем, кто сумел произвести что-то конкурентоспособное, сейчас самое время покорять международные рынки, чем мы и планируем заняться.
Бизнес-план
Производство мороженого
Аренда цеха. От 20 тыс. руб. в месяц в зависимости от региона и размера помещения.
Обрудование. Для начала достаточно пастеризатора (от 40 тыс. руб. за бытовой и от 180 тыс. руб. за более профессиональную версию) и охлаждающей установки (от 300 тыс. руб.).
Сырье. Молоко, сливки, наполнители дешевле покупать напрямую у фермеров. Например, большие гарантированные объемы молока по предоплате фермеры готовы отгружать по 15–20 руб. за литр.
Персонал. Небольшой объем продукции реально изготавливать и самому. Помощникам нужно будет платить от 25 тыс. руб. (зависит от региона).
Налоги. 6% по упрощенной схеме.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №39-2017 под заголовком «Неплохо наморозили».