Картина маслом, или МУР Моору не товарищ

«У нас сейчас нет громких дел», – передали через пресс-службу мне свой отказ встретиться сотрудники «антикварного» отдела Московского уголовного розыска (МУР). Дел громких, может, и нет. Зато среди украденных за последнее время полотен – и Айвазовский, и Коровин…

Должники казино

Представляете, сколь громкой была бы каждая из этих краж, если бы картины исчезли из музея? Но им не повезло: ценные полотна живописи были собственностью частных антикваров и шансы найти эти картины с каждым днем все больше приближаются к нулю.
Погром на рынке живописи учинен ощутимый: у коллекционеров и галеристов мошенники увели несколько полотен Айвазовского, Репина, Коровина и других менее известных широким массам, но от этого не менее ценных авторов.

У всех этих краж есть много общего. Картины исчезли, побывав в руках знакомых владельцам дилеров, – фактически их просто забрали для продажи.

Среди антикваров ходит такая версия случившегося: казино перед неизбежным закрытием в июле этого года начали подсчитывать своих должников. Оказалось, многие мелкие дилеры задолжали вполне приличные суммы. Их надо было во что бы то ни стало возвращать. Вот дилеры и «почистили» знакомых антикваров.


Айвазовский – «не особо ценный»

Алла Мирончук – основатель галереи «Алла и Александр» и совладелица картины Айвазовского, которую уже два года не может найти милиция.

– Есть такая Ира Тихонова, – рассказывает мне Алла Кузьминична. – Она в советское время занималась организацией выставок. Иногда брала у меня работы для продажи. Однажды попросила Айвазовского, сказала, что речь идет о выставке. Я передала ей работу под накладную, попросила вернуть вечером. С тех пор я картину больше не видела. Ира говорит, что доверила работу какому-то человеку, который ее обманул. Но поверить в это мне трудно: Ира известна всей Москве тем, что вечно занимает деньги и не отдает их. А сейчас она не вылезает с дорогих курортов. А недавно я разговорилась с одной галеристкой. у нее лет шесть назад пропали Репин, Айвазовский и еще ряд ценных работ. Увел их, как выяснилось, человек, которого галеристке представила Тихонова и который некоторое время честно работал с ней, а потом «сорвал банк».

Почти месяц Мирончук верила, что работа вот-вот вернется. Потом отнесла заявление в милицию. И выяснилось, что Тихонова уже там побывала, по ее заявлению ведется следствие, она – свидетель, а владелица картины тут вроде как и ни при чем. Алле с трудом удалось отстоять статус потерпевшей.

– Ира уверяла меня в присутствии трех человек, что она передала 20 тыс. $, чтобы картину быстрее нашли, – рассказывает Мирончук. – Возможно, врала. Но там все странно, в этом деле. Во-первых, его ведет простой ОВД, хотя в МУРе есть специальный «антикварный» отдел. В этом ОВД им занимается некто Ринат Зарипов. Он мне как-то сообщил, что ходил к ясновидящей, чтобы найти картину. Потом утверждал, что полотно в Подмосковье и он даже знает фамилию того, у кого оно находится. Но у них нет спутниковой связи слежения и бензина, чтобы забрать работу… Это как? Во-вторых, мне звонили и предлагали выкупить мою же работу. Я сразу сообщила в милицию – попросила поехать по оставленному мне адресу. Так они даже не шелохнулись. И самое удивительное – дело возбуждено по ст. 159 УК – мошенничество, а не по ст. 164 – хищение предметов особой художественной ценности. Говорят, что подтверждения ценности у картины нет.

Дело это, как выяснилось, находится в производстве Следственного управления при УВД САО г. Москвы, у майора юстиции Алексея Нестеренко.

– Статью переквалифицируем, как только найдем картину и эксперты подтвердят ее ценность, – убеждает меня Алексей Валерьевич. – Тут вопрос формулировки. В Центре Грабаря в экспертном заключении написали «музейная» ценность, а УК требует, чтобы была «особая художественная». По милицейским каналам мы работу объявили в розыск сразу же, как получили заявление. Только к нам-то пострадавшие пришли не сразу, а за это время все могло случиться. Но я все равно буду стараться найти полотно. Шансы еще есть.
Мирончук же устала от обещаний и теперь пишет письма во все мыслимые инстанции, даже президенту Медведеву. Все ответы стандартные: разберемся…


Коровина никто не ищет?

Кирилл Белянинов, владелец галереи «Коносьер», недавно лишился прекрасной работы Коровина, где изображены дочери Шаляпина.
– Меня в России не было, когда все это случилось, – рассказывает мне Кирилл Борисович. – Жена передала работу нашему знакомому, у которого вроде появился перспективный покупатель. А потом Коровина увели у этого моего знакомого и того дилера, кто нашел покупателя. Они обратились в милицию, но... Я пробую найти картину своими силами. Вообще, мне кажется, что под крылом Росохранкультуры антикварам надо создать свою мощную поисковую организацию. Это будет более эффективно, чем связываться с милицией.

…Мне удалось отыскать «того самого дилера», у которой увели Коровина. Оказалось, что не только его. В арсенале мошенников в результате простенькой операции оказались предметы почти на 1 млн евро. В том числе редкая живописная работа Дмитрия Орлова (псевдоним Моор, автор известного плаката «Ты записался добровольцем?»). Собственно, с нее-то все и началось.

– Эта картина Моора стояла у меня дома два года, – рассказывает дилер-неудачник Патимат Гамадова. – Хозяин хотел сделать экспертизу, так как сомневался в ее подлинности. Однажды он попросил меня забрать деньги у армянина Мхитора (или Миши): они нормально вели дела, ничего плохого не случалось. поэтому, когда в июле этот Миша захотел купить Моора, я не почувствовала подвоха. Он взял картину на экспертизу и обещал вскоре вернуть. Дело обычное. Кроме того, Миша взял у меня еще несколько предметов, сказал, что есть покупатель. А потом спросил, не продает ли кто Коровина, якобы несколько человек хотят приобрести картину этого автора в складчину. Я опросила галеристов, и Коровин отыскался. Его передали Мише. Больше мы картину не видели, как и другие предметы, которые у меня взял Миша.
Конечно, Патимат во всей этой истории выглядит подозрительно. Но я проверяла – у нее идеальная репутация среди антикваров. Она, говорят, скорее свое отдаст, чем позарится на чужое.

Вся обманутая троица (друг владельца, галеристка и Патимат) сразу же отправилась на Петровку. В результате поиском занимались в основном пострадавшие, честно принося оперативникам всю добытую информацию. Например, хозяину Моора позвонил один галерист и предложил найти покупателя… на его собственную работу за 50 тыс. $. Но когда этого человека опрашивали опера, он от всего отрекся…
Миша, кстати, долго отвечал на звонки по мобильному, но почему-то его так и не нашли… А потом пострадавшей троице сказали, что получен отказ в возбуждении уголовного дела. И тут же прямо противоположное: мы передали ваши документы в территориальные органы – в ОВД ЦАО. На днях Патимат пришло оттуда письмо: мы попросили опросить Мхитора по месту прописки в Пензенской области. И еще ее вызвал участковый – теперь он будет заниматься пропажей. Вот и весь розыск.

Мошенники же до сих пор дают о себе знать: то позвонят и пообещают «все решить», то пришлют SMS-ку на ту же тему...

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика