Храм всех религий

Почти 20 лет назад Николай Тарасенко, презрев блага цивилизации, ушел от людей и поселился в скале Донецкого кряжа. Там он нашел себе и семью, и единомышленников.

Почти 20 лет назад Николай Тарасенко, презрев блага цивилизации, ушел от людей и поселился в скале Донецкого кряжа. Там он нашел себе и семью, и единомышленников.

Жил в танке

Николай в детстве часто сбегал из дома. Конечно, это можно было считать тягой к странствиям, но издерганные родители иначе квалифицировали его «отлучки». Первый раз Николай «потерялся» в… три года и был найден довольно быстро. Будучи школьником, стал линять ежегодно, и искать его становилось все труднее. Например, в холодную зиму 57-го шестиклассник Коля Тарасенко жил инкогнито в танке – есть такой памятник в центре Луганска.

Потом он учился в ПТУ на тракториста – не понравилось, перепробовал кучу разных профессий. Жизнь стала налаживаться, когда Тарасенко впервые поехал в экспедицию с археологами.

– Я ведь по жизни бродяга, – говорит он. – Потому сразу и влюбился в археологию. Ну где еще идеально сочетаются работа и бродяжничество?

Истфак Луганского пединститута, а потом и факультет археологии Ленинградского университета Николай окончил, по его словам, не только из любви к учебе и артефактам, но и чтобы получить право на статус автора открытий. И статус этот ему вскоре пригодился. Тарасенко довелось вести раскопки в Израиле и Камбодже, Аргентине и Никарагуа. В Никарагуа он работал в разгар гражданской войны, и это не помешало ему сделать открытие мирового уровня – обнаружить первую на континенте стоянку племени времен палеолита. А ведь ученые тогда считали, что в Латинской Америке следов цивилизации времен палеолита нет и быть не может. Николай об этом ничего не знал, поэтому, собственно, и нашел. Ему предложили кафедру университеты Санкт-Петербурга и Киева. А никарагуанский президент Ортега со своей стороны присвоил высокое ученое звание и просил остаться работать в Никарагуа, суля безбедное существование. Но Тарасенко, бродяга эдакий, отказался. Бросил все, собрал вещи и отправился домой на Украину.
По словам Николая, в Никарагуа, прямо среди джунглей, перед его глазами будто бы распахнулось окно, и он ясно вдруг увидел степь и Донецкий кряж. Тогда же Тарасенко понял, что надо возвращаться на родину и строить храм – внутренний голос сказал ему об этом.

К тому времени опыт наплевательского отношения к карьере и сытости у Николая уже имелся. Когда-то он был женат на красавице Венере Тваркеладзе – племяннице Эдуарда Шеварднадзе.

– Прожили с ней полгода, – вспоминает Николай. – И вроде было все нормально, всего хватало, и грузины меня чуть не на руках носили, но однажды проснулся я ночью, собрал быстренько рюкзак, попрощался и уехал. Так вот, с бухты-барахты. Лишь через два года вернулся – чтобы развестись.

Почему добро не творят за деньги

Скоро 20 лет, как Николай живет вдали от мира, на Святой горе около села Каменка. Живет на 15 сотках, что выделил ему местный сельсовет под «экспериментальную застройку». До ближайшей трассы Луганск – Ровеньки отсюда с десяток километров, до российско-украинской границы – около 70. Место глухое, но Богом не забытое.

Тарасенко помнит, как тяжко строил свое жилище – как три года в одиночку долбил скалу, как ютился в палатке у подножия холма. Когда вгрызся на несколько метров вглубь, возвел из добытого камня стены. Параллельно начал строить храм.

О луганском отшельнике в народе пошла молва, и в Каменку потянулись паломники. Стали наведываться к Тарасенко местные жители, друзья, коллеги-археологи. Однажды с группой паломников на гору пришла 20-летняя девушка. Наталья хотела посмотреть на странного бородатого отшельника, да так с ним и осталась. Тарасенко, кстати, тогда было уже за 50. Теперь у Николая и Наташи семья, двое детей – Влад и Анна-Мария. В отличие от отца, дети из дома бежать не пытаются. Живут на природе, едят по примеру родителей здоровую вегетарианскую пищу, никогда не болеют.

Обитает семейство в том самом доме, который Николай построил из добытого камня. Только теперь это уже не просто хижина, а настоящая усадьба с кузницей и пасекой. В доме печка, камин – дети бегают почти раздетые. Есть даже переносная электростанция, но включают ее, только когда появляются деньги на бензин. Где-то в доме валяется и мобильник – абсолютно бестолковая штука в этой глуши.

О том, что творится в мире, Николаю рассказывают гости. Их бывает много, поэтому отшельником Тарасенко себя совсем не считает. Всякого, кто приходит на Святую гору, встречает с радостью – главное, говорит, чтобы приходили с добром. Хотя есть табу – нельзя приносить никакого алкоголя.

Со временем Николай открыл в себе дар костоправа и стал лечить страждущих. Денег за это не берет, считает, что добро может быть только бесплатным. В знак благодарности ему несут кто крупу, кто молоко, а кто предлагает помощь в строительстве храма.

Какому богу молиться

На самой вершине Святой горы виднеется небольшая католическая часовня. С ней по соседству – буддистская ступа, а чуть поодаль – место для жертвенного огня, сооруженное гостившими у Тарасенко учениками Бабаджи. Тут же строится православная церковь. И мусульмане не забыты. Это храм всех религий – главное детище Николая. В середине 90-х годов он начал строить его сначала в одиночку, потом с помощью людей из окрестных сел. С недавних пор на работу подрядились профессиональные каменщики и несколько бывших шахтеров – за минимальную плату.

В будущем Тарасенко планирует пристроить к церкви монашескую обитель. Вот только сроки сдачи храма, так сказать, в эксплуатацию он не берется предсказать даже примерно. Проект ведь не коммерческий, богатеньких спонсоров, ясное дело, нет – все за счет пожертвований. Если же вдруг деньги кончаются, стройка замирает. За эти годы такой финансовый форс-мажор случался уже не раз.

По правде говоря, и сама идея создания подобного храма далеко не всем пришлась по душе. Например, местный протоиерей Александр Авдюгин упорно обвиняет Тарасенко в сектантстве. По его мнению, под куполом одного храма разным религиям никак не ужиться, ведь они пропагандируют разные ценности.
Тарасенко спокойно реагирует на такие заявления:

– Для меня Бог один и един. Надо просто уважительнее относиться к религиям других народов, и в мире станет меньше горя. Важно ведь, что мы делаем в стремлении к Богу, а не как мы его называем.
По наблюдениям Тарасенко, нормальный человек, каким бы богам он ни молился, все равно поклоняется добру. И если внутри нет конфликта, то и с окружающими не будет вражды. Сам же он очень серьезно относится к обрядам и молитвам – чем бы ни занимался, всегда находит время, чтобы произнести православную молитву, мантры или совершить намаз.

– Никогда не стоит во всем надеяться на государство и власть, – напутствует он приходящих на Святую гору. – Свое благополучие надо строить самому! Ведь мы строим не только храм, но и себя.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика