Смешались в кучу флаги, люди. Что происходило в «Лужниках» на праздничном концерте

На патриотическом митинге главным действующим лицом был мороз

Фото: Елена Мильчановска

Мороз ударил за минус 17, а стадион-то – открытый!

На митинг я пришла задолго до его начала. Пришлось укрываться от холода в туалете – единственном крытом помещении во всех «Лужниках», где были батареи. Познакомилась со студентками, которым разрешили прогулять пары за посещение патриотического мероприятия.

– Вам хоть зачёт какой-нибудь автоматом поставят? – поинтересовалась у одной из них.

– Нет, только спасибо скажут. И то не факт. Скорее заявят, что мы сами сюда попёрлись. У нас просто препод сегодня такой противный и ещё три пары подряд! Решила, что лучше уж сюда. Но я не знала, что стадион открытый! Уже сто раз пожалела... 

Мест у каждой батареи было от силы пять, и своё я через какое-то время уступила... А ждать митинга-концерта – или концерта-митинга – оставалось ещё как минимум три часа. Чтобы пройти внутрь, у стадиона надо было оказаться не позднее 11:30. А начинался концерт в 14:00 (разогрев, как отметили девочки, с ноунеймами), в 15:00 – основная часть, в 16:00 – прогнозируемый выход на сцену ВВП.

Фото: Елена Мильчановска

Чтобы народ окончательно не околел или, чего хуже, не передумал и не пошёл к выходу (хотя, по слухам, уже никого и не выпускали, разве что если совсем плохо станет), на территории «Лужников» предлагались различные активности. Все бесплатно, разумеется, надо же создавать праздничное настроение!

Вот полевая кухня – щедро насыпают в миски горячую гречневую кашу. На вкус как будто с мясом, хотя самого мяса не видать. Чай с сахаром, тоже кипяток. А вот сосиски в булке и оладушки – остывшие, их уже и не греют, чтобы время на раздаче сэкономить, но все равно к ним не протолкнуться.

Фото: Елена Мильчановска

И для души забавы предусмотрели: человек в костюме, похожий на Петра Первого, учит вязать морские узлы... Среди всей этой пёстрой, сытой и весёлой ярмарки – стенды с фотографиями Героев России, удостоившихся высокого звания за участие в СВО. К какому портрету ни подойду – молодой, красивый, добровольцем, посмертно. Смотреть на это было очень больно, да и никто особо и не смотрел, у стендов не задерживались. Это была ведь всего лишь одна из многочисленных активностей, и вызывала она, увы, гораздо меньший ажиотаж, чем толкучка за гречкой с чаем.

О море, море!

Чаша стадиона ошеломляла. В ней колыхалось море. Оно состояло сплошь из красных, синих и белых цветов – флага России. Флаги гигантских, больших и совсем маленьких размеров – их держали в руках и ими размахивали абсолютно все. Это продумали организаторы сего действа: на каждое кресло положили по флагу, а также по подушке и пледу одного из цветов. И ещё – везде красные, синие, белые огни...

Все, абсолютно все сектора заполнены людьми. Не только ни на каком ряду нет ни одного свободного места – причём люди в основном стояли, а не сидели и стоявших я насчитала примерно человека три на одно кресло, – но и все проходы, все лестницы битком. С одной стороны, это не выдерживало никакой критики по части техники безопасности – слава Богу, обошлось без происшествий и без давки, но с другой стороны, придавало происходящему ощущение зримого масштаба. Словно сейчас шло такое празднование, на котором мечтали побывать решительно все, ну вот как в Буэнос-Айресе на чествовании Месси. 

«Лужники», по данным правительства Москвы, вмещают 81 тысячу зрителей, а в этом концерте, как отчитались в МВД, приняли участие более 200 тысяч человек, из них более 90 тысяч – на трибунах. Поэтому сколько бы там народу ни покинуло мероприятие из-за холода или по иным причинам, осталось все равно больше физической вместимости, и тот, кто это так организовал, рисковал, конечно, безопасностью посетителей, но придумал гениально.

Фото: Елена Мильчановска

С огромным трудом я, оторвавшись от созерцания людского моря, чтобы самой стать его частью, просочилась на один из рядов – для этого поток людей на лестнице на несколько секунд разверзся и пропустил меня, а потом снова сомкнулся, не оставив никакого прохода, ни щёлочки. Я приткнулась куда-то, стараясь сохранять максимально если не печальный, то серьёзный вид, чтобы на любой трансляции, попади я в неё, стало понятно – уж я-то тут по работе, а не по велению сердца, и вгляделась в лица людей на соседних рядах пристально, чтобы понять их настроение. И увидела счастливые лица.

Хочется праздника

Светящиеся, умиротворённые. Люди слушали концерт внимательно, с искренним интересом. Совершенно не похоже, чтобы они делали это из страха или под давлением. Многие подпевали и записывали отдельные выступления на свои смартфоны. И всем было так радостно и даже весело, несмотря на холод, который именно тут, на трибунах – удивительное дело – практически не ощущался. Увидев эти блаженные лица, я внезапно почувствовала, что очень, очень устала.

Путина, по общим прогнозам, оставалось ждать около часа, а мне тоже так вдруг захотелось праздника. Это был ужасный, страшный год, один из худших в истории моей любимой страны, да и в моей жизни тоже, ведь я, как любой нормальный человек, из-за всего этого жутко переживаю. И вот, можно сказать, на своеобразном апофеозе этого безрадостного действа, всенародном праздновании годовщины его начала, я поняла, насколько морально вымотана всем. И как мне не хватает положительных эмоций, простых праздников. 

Но дальше со мной стало происходить что-то совсем уж странное. Многотысячное восторженное людское море практически моментально поглотило меня, смягчив, как волна бережно шлифует вначале острый, непокорный камень...

Через несколько минут мне реально стало казаться, что сижу на каком-то праздничном мероприятии, что мы все сейчас отмечаем что-то выдающееся. Может быть, церемонию закрытия выигранной домашней Олимпиады в Сочи-2014, которая состоялась почти тогда же, 23 февраля? Или сенсационную победу сборной России по футболу над испанцами в плей-офф домашнего мундиаля, которая случилась тут же, в «Лужниках»? Мне посчастливилось наблюдать оба этих чудесных праздника воочию, с места событий, эмоции и тогда зашкаливали, но по красоте и размаху сегодняшний стадион многократно превосходил их все.

Фото: Елена Мильчановска

И вот людское море взревело, задёргалось... Не нужно было смотреть на сцену, чтобы понять: крошечная чёрная точка на ней – это он. Через пять минут я не могла вспомнить ни одной фразы, им сказанной, но у меня навсегда врезалось в память, как весь стадион без всякой команды скандировал: «Россия!», «Путин!», «Ура!», визжал, делал селфи на фоне его или аплодировал до синяков на ладонях... 

И как только он скрылся, а произошло это очень быстро, весь стадион, все сто тысяч человек, не сговариваясь, повалили к выходу (прихватив пледы и подушки, сколько поместилось в руки и сумки, – дело святое). Это было похоже на массовое бегство муравьёв после захода солнца. Оно было настолько естественным: вот солнце скрылось – и нужно побыстрее бежать домой, потому что без него здесь делать нечего. 

Фото: Елена Мильчановска

Люди вообще странные существа, не замечали?

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика