Андрей Бильжо: Надеюсь, подрастет поколение, которое не смотрит ТВ

Известный художник, эссеист и мозговед Андрей Бильжо объяснил «Собеседнику» происходящее в мире с точки зрения психиатрии

Фото: Андрей Бильжо // фото в статье: Андрей Струнин

Известный художник, эссеист и мозговед Андрей Бильжо объяснил «Собеседнику» происходящее в мире с точки зрения психиатрии.

  • 1953 – родился 26 июня в Москве
  • 1975 – стал печататься как карикатурист в периодических изданиях
  • 1996 – начинает работать на ТВ в качестве сценариста
  • 2020 – подписал письмо в поддержку протестных акций в Белоруссии

Последние 20 лет жил в Венеции

Все ваши карикатуры в черно-белой гамме. Вы никогда не рисовали цветом?

– Я рисовал цветом. У меня очень много живописи маслом и карандашами. До 2000 года эти картины выставлялись в Германии, Бельгии и т.д.

Но однажды перестали, почему?

– Я перестал работать маслом, потому что это требовало большой мастерской, и перешел на графику, потом была акварель, недавно была выставлена классическая живопись цветными карандашами у Максима Боксера. Ну а сейчас я сделал большую серию под названием «Золото по Бильжо» – это уже объекты золотым цветом. Зайдите ко мне на фейсбук – там всё есть…

Карикатура Андрея Бильжо

Почему ваша лента фейсбука столь мрачная – одна критика и негатив?

– Это заблуждение – про негатив. У меня был и позитив. Последние 20 лет я жил в Венеции. То, что вы приняли за негатив, это критическое отношение к окружающей действительности. Это совсем другая вещь. Это не человек, который ворчит «все плохо, плохо!», а он пытается вместе со своими читателями понять, почему это плохо, и раскрыть кому-то глаза. И таким образом изменить это плохо и сделать из плохого хорошее. А вы бы с удовольствием читали и ходили на страничку человека, у которого каждый день пост начинается с «Какая сегодня погода! Солнце какое! Ой, какие желтые листья! Ой, какие девушки замечательные! Как классно у нас, ракета полетела и не взорвалась! Офигеть можно!»

Чего в вашей жизни больше: плохого или хорошего?

– Мир не состоит из черного и белого. В моей жизни много позитива и много негатива. Могу расшифровать.

Позитивное в негативном: я не могу поехать в страну, которую очень люблю, где у меня квартира, которую я сделал с любовью как дизайнер, как художник в месте, которое я выбрал, потому что люблю и знаю его – это город Венеция. У меня там друзья, и 20 лет я периодически туда ездил. Я не сделал вид на жительство, потому что у меня была жива мама и нужно было прожить там 6 месяцев, я не мог себе этого позволить. Это меня очень мучит и портит мне настроение – несвобода и невозможность увидеть Венецию. Это совершенно очевидный негатив. Поехать я туда не могу из-за ковида.

Но в этом же есть и положительное, потому что я вынужден был поселиться на даче, чем-то себя занять, а работал я все время очень и очень много – по 10–12 часов. Работа доставляет мне наслаждение. Я занимаюсь разными вещами: пишу рассказы, делаю графику, серию скульптур из золота. И все мои друзья удивляются – столько натворил! Негативное и позитивное находятся вместе.

Что для вас карикатура – сарказм и ирония в творчестве, легкий и наивный взгляд на мир?

– Я не люблю слово «карикатура» – этот газетно-журнальный жанр. Для меня всё, чем я занимаюсь, близко к карикатуре. Это и мои тексты, непоэзия, которой я стал заниматься год назад, и уже подборка была в журнале «Знамя», и будет еще одна. Мою непоэзию высоко оценивают мои близкие друзья – настоящие поэты – Лев Рубинштейн, Сергей Плотов. У меня даже диск с песнями дурацкими вышел в свое время. Мне интересно парадоксальное абстрактное мышление, сюда же входит и черный юмор и т.д.

Что же такое это ваше парадоксальное мышление?

– Оно было свойственно мне всегда. Одно и то же явление, но под другим углом зрения. 10 человек смотрят и видят одно и то же, а 11-й подходит и говорит: ребят, ну вы что, не видите главного? И он показывает пальцем. Все открывают рот и говорят: ни фига себе... а мы смотрели целый день и этого не увидели.

Эпоха Петровича

Вы 15 лет проработали главным художником еженедельника «Коммерсант», на обложке которого появлялся ваш Петрович.

– Я не главным художником был. Им был Никита Голованов. 15 лет. Почти каждый день, и не только на обложке, но и в середине, и даже говорили, что газета «Коммерсант» – это оригинальные заголовки и рисунки Андрея Бильжо. Вот, собственно, и всё.

Ваш Петрович – персонаж на все времена или его актуальность уже в прошлом?

– Ничего нет на все времена. Все лучшее связано с определенным временем. Значит, Петрович был нужен и востребован с середины 1990-х по 2000 год. Петровичем все мои карикатуры называются. Выходит много книжек. У меня на полке передо мной книга «Правила дорожного движения с рисунками Андрея Бильжо», «Учебник русского языка с рисунками Андрея Бильжо» ждет 4-е издание. Все выходит.

Петрович времен «Коммерсанта» отличается от современного?

– Он отличался все время. Каждый год он становился другим. Петрович – это стиль моего рисования. У меня целая серия на тему сказок, в книжках «Мои классики», а вторая толстая книжка – «5 моих классиков». На обложке Маяковский, Горький, Крылов, Некрасов, Гоголь. В них рисунки на тему произведений этих классиков, персонажи. Нарисованы десятки тысяч картинок. Я провожу мастер-класс, на котором предлагаю людям из зала выйти и нарисовать Петровича, если это так легко. И вы знаете, ни у кого не получается! А когда я делал мультфильмы, аниматор-девочка, профессиональный художник, училась этому три месяца, но так и не научилась до конца, потому что это не совсем Петрович. В легком и малом – много сложного. Толщина линии, расстояние… чуть тоньше или толще – и это уже другой персонаж.

Как художник и дизайнер вы удостоены многих наград. Были ли у вас Государственные премии?

– Однажды я был номинирован на Госпремию в номинации «За цикл графических работ», прошел все этапы, была выставка в Гостином Дворе. Но в один голос я проиграл самолету Сухого.

Как к журналу «Крокодил» относитесь?

– Я никогда не печатался в «Крокодиле». Он был официально разрешен и как бы выпускал пар. Юмор там был довольно примитивный, и всё, что связано с этим журналом, абсолютно пустая история. Мне это неинтересно.

У меня дома в Венеции в рамке висят две картинки журнала «Крокодил» №23 1956 года, которые нарисовали Кукрыниксы. Они были на Венецианской биеннале и нарисовали, как иностранные туристы рисуют Венецию – так странно и непохоже. И вторая картинка – «Искусство в жизнь»: двое влюбленных в пустом зале среди скульптур – типа современное искусство им тоже неинтересно.

Почему вы их повесили у себя?

– Потому что я представил себе, что в 1956 году Кукрыниксы поехали в Италию, и вот они гуляют по Венеции, сидят в кафе, какие-то деньги у них есть, они пьют вино на набережной, восхищаются этим городом, но потом им надо как-то отработать эту командировку. Они приезжают и рисуют две картинки, которыми обсирают биеннале современного искусства, на которую их послали, чтобы они как раз это все и обосрали. И это очень показательно.

А о французском Charlie Hebdo что думаете?

– Он существует сам по себе, любит черный юмор, абсурд, этот журнал не раздают в детских садах, в метро, в киосках он лежит, запечатанный в целлофан. О нем в России узнали, потому что нам рассказали депутаты Госдумы.

Фото: Global Look Press

Меня избаловали свободой

Тема вашей диссертации 1986 года – пубертатный период и юношество. У вас детство и юность были счастливыми?

– Тоже было много разного. Мне повезло с родителями. Я был плохой ученик, меня выгоняли из класса. Мама забрала из одной школы, хотела отдать меня в школу с французским уклоном, туда меня не взяли потому, что дневник мой с хорошими оценками был исписан замечаниями. Обратно в старую школу не взяли, и мама, будучи завучем, была вынуждена взять меня к себе в школу, потому что никто не хотел меня брать. В пубертате я как-то резко посерьезнел. Я был неудобным, говорил то, что думаю, и просил у мамы занижать мне оценки, чтобы меня не считали подхалимом.

Меня избаловали свободой. Мне повезло с родителями, никто и никогда не диктовал, чем мне заниматься. Я поступил в медицинский институт, потому что хотел быть врачом, в роду не было никого из врачей, и я поступил без блата. Я захотел стать психиатром.

Почему дети всегда лучше взрослых?

– Точка зрения, что детство и юность – это прекрасная пора, чушь на самом деле собачья, потому что об этом с восторгом говорят люди, уже вышедшие из детства. В детстве – огромное количество проблем, гигантское количество драм, и ребенок это переживает, так формируется его личность.

К примеру. У ребенка отобрали любимую игрушку или сломали колеса его машинки, и он плачет. Для ребенка это на самом деле то же самое, что и для его папы процарапанное на его BMW неприличное слово. Ребенку плохо – он плачет, сломали его любимую игрушку, а родителям – пофиг: чё ты плачешь, мы тебе новую купим! Ну, так и папе надо сказать: а чего ты плачешь, ну, поедешь в автосервис, ну, новую машину себе купишь.

А дальше у ребенка наступает пубертатный период, когда растут то ноги, то руки, когда начинаются менструации, поллюции, прыщи и когда родители тебя не понимают. Они тебя учат, какую музыку слушать, и ты должен слушаться, потому что зависишь от своих родителей, ты их любишь, а они тебя не понимают или кричат на тебя. И это чудовищная боль.

Я видел мальчика непубертатного периода, лет 10, на которого мама орала так, что он открыл рот, и он не мог издать звук, из глаз текли слезы, и он не кричал, у него дыхание спёрло. А мама просто хотела, чтобы он сделал какую-то хрень. И вот это вот ощущение ребенка, что на него кричит его самый любимый человек и непонятно, почему, – это трагедия.

Я летел в самолете со своим внуком, а на соседнем кресле мама заставляла есть своего ребенка. Она орала на него: ешь! я сказала, ешь! А он давился, еда вываливалась изо рта, а потом она ударила его, подзатыльник дала. Я ей сказал: мы приземлимся в Шереметьево, я вас сдам, позвоню туда, куда нужно, и будут разбираться с вашим ребенком, если вы так к нему относитесь в самолете, неизвестно, что вы делаете с ним дома. Она испугалась.

Тошнит от ТВ

Вас зовут вступать в партии?

– Я не принадлежу ни к какой партии. У меня есть жизненная позиция. Для меня мир довольно прост. Существуют люди разных национальностей, разных знаний, качеств и т.д., но есть люди, которые полное говно и штопанные гондоны, какими бы они ни были богатыми, знающими 28 языков и т.д., а есть люди, которых так назвать нельзя – вот это моя политика.

Что думаете о современной телевизионной пропаганде с федеральных каналов?

– Мне трудно об этом судить, я не смотрю телевизор. С 2014 года я ни разу не включал ни одного телеканала. Всё, что я знаю о персонажах – узнаю из фейсбука. Я проработал довольно долго на телевидении, на шести каналах, знаю, что такое ТВ... и многих одиозных персонажей от ТВ я знал лично и хорошо. Я не могу смотреть, меня физически тошнит.

Государство обязало СМИ в любой публикации называть иностранных агентов, делая на этом акцент. Согласно эксперименту Валерии Мухиной в фильме «Я и другие», общество начинает верить в то, что ему постоянно навязывают.

– Ну, конечно. Вы сами ответили на свой вопрос. Общество верит. Мухина показала в том фильме, что 95% общества – это конформисты, и только 5% способны анализировать ситуацию. Поэтому работать с этими 95% (они еще и гипнабельны) очень легко. Поэтому они и верят... если им все время об этом говорить, то они будут в это верить.

Надежда на то, что подрастает поколение, которое не смотрит телевизор, а черпает информацию из других мест, и они больше способны к анализу ситуации. Они видят своими глазами, им не вдалбливают информацию.

Вы посмотрели фильм Навального «Дворец для Путина. История самой большой взятки»?

– Я посмотрел его сразу. Все это уже описано и банально: про богатства, про примитивность и т.д.

Как психиатр оцените: чем было мотивировано демонстративно вызывающее и дерзкое поведение Навального на суде?

– Потому что Навальный – нонконформист, он остроумный, он артистичен, он выше очень многих общепринятых вещей. И ему на это наплевать. У него есть высшие другие цели. Весь этот суд кажется ему таким мелким, что ему смешно, а люди оценивают его по себе: зачем он вернулся? Нормально жил бы в Германии. Это проекция обывателя на поведение Навального, но понять его они просто не способны.

Арест Навального – это конец его карьеры или нет?

– Нет, не конец. Этот человек уже живет другую жизнь – не ту, которая понятна, привычна, которой живем мы. Власть не понимает, что с помощью Навального она написала мощный кусок, который точно войдет в историю нашей страны. И как когда-то говорили, что Брежнев – это руководитель страны времен Солженицына или Аллы Пугачевой, так войдут в историю и Путин, и все остальные. Потому что если абстрагироваться и представить себе: человека отравили, потом он был в коме, потом он вернулся, его арестовали и называют фашистом… Это какой-то капец.

А он блестяще говорит свою последнюю речь. И он выше, ему легко. Нам трудно его понять: Навального ждет тюрьма – а он в драйве. И это завораживает!

У январских протестов есть свой результат?

– Да. Он в изменении сознания подрастающих людей, они становятся мощной силой, которая противостоит этой душной, пахнущей дорогим, но вонючим одеколоном парикмахерской с зачесанной лысиной. У молодежи к этому складывается абсолютно негативное отношение. И протесты в этом, безусловно, сыграли важную роль. Изменили ли они что-то в обществе? Пока нет. Но это дело абсолютно времени.

Представьте себе: 14-летний парень с девушкой смотрят у себя в фейсбуке. С одной стороны они видят людей, наделенных властью. А с другой стороны – этот парень с красивой женой, которая явно его любит, который берет и возвращается в логово к злодею. И спрашивается: кто тебе более симпатичен? Подавляющее большинство скажут: мне симпатичен этот парень, я хочу быть похожим на него!

Алексей и Юлия Навальные // Фото: Андрей Струнин

Вы осознанно вакцинировались от ковида?

– Да, конечно. Меня заставить ничего нельзя! Я врач по образованию и понимаю, что вирус будет меняться и, возможно, придется колоть новую прививку, но сейчас я сделал, и мне спокойно. Считаю, что вакцинироваться должен каждый человек. Не надо ставить под угрозу жизнь своих близких.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №10-2021 под заголовком «Андрей Бильжо: Надеюсь, подрастет поколение, которое не смотрит ТВ».

Теги: #Навальный

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика