"Отлет от реальности": психолог назвал главную опасность двухнедельных каникул
После месяца учебы школьников снова отправили по домам. К чему приводят эти паузы, рассказал профессор Александр Асмолов
Сразу несколько российских регионов ввели «карантинные», двухнедельные школьные каникулы с 5 по 18 октября. О возможных последствиях очередной затяжной паузы Sobesednik.ru поговорил с профессором Александром Асмоловым, заведующим кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ.
– Едва дети после весенней дистанционки и летних каникул слегка втянулись в рабочий ритм занятий, как вновь – отдых. Влияет ли такой ритм на детскую психику?
– Школа (о чем у нас забывают) – это прежде всего место общения, а не только обучения. И ключевой момент тут – то, что длительная депривация реального общения может привести некоторых детей к достаточно сложным реакциям, к обеднению их личностного развития.
– То есть главная опасность даже не в том, что надолго прерывается учеба?
– Прежде всего проблема связана не собственно с учебным процессом, а с тем, что школа – один из важнейших институтов социализации и развития личности. И поэтому главный вопрос: как во время этих каникул будет организовано общение ребенка с другими людьми.
Если все будет похоже на новый карантин, то в подобной ситуации (особенно для детей, начиная с 3-го, даже с 5-го класса) школьники могут очень сильно уйти в мир компьютерных игр. То есть возникнет еще более глубокая виртуализация их существования. И тем самым увеличится риск отлета от реальности.
Так называемая цифровая (или информационная) социализация у нас идет уже с детского сада. Уже в столь юном возрасте дети живут в виртуальном мире, дышат им. Его власть над ними усиливается к 8-10 годам и абсолютно точно становится намного серьезней в старшей школе. Детское развитие не терпит пустоты. Пустота – это депривация коммуникаций. А здесь эффект такой – могут возникать разные галлюцинаторные поведенческие проявления.
– И как же добиться увеличения общения, учитывая, что в пандемию все наоборот стараются ограничить контакты?
– Ключ к решению этой проблемы – проектирование видов деятельности детей совместно с другими подростками. Есть разные формы интерактива, масса уникальных проектов и возможностей. Мудрые педагоги, родители и сами дети, уверен, смогут использовать соцсети таким образом, чтобы они стали теми группами, в которых одна подростковая группа (субкультура) помогает другой. Возможно, это звучит несколько туманно, но для меня это идеологический выход.
– И снова интернет? А как же вредность виртуализации сознания?
– Вредно, когда ребенок остается один на один с играми. Когда же дети ведут коммуникацию с различными подростковыми субкультурами, когда в этом появляются развивающие воображение игры, тут совсем другой эффект.
На мой взгляд, надо все силы сейчас направить на то, чтобы все это стало доступным детям. Нужно создать навигатор, который в ситуации коронавируса поможет легко отыскивать контент, связанный с познанием мира. И используя который и дети, и их друзья, и родители почувствуют, что рождается воображение, и жизнь вокруг становится более наполненной и интересной.