Кто зарабатывает на нелегальной продаже бивней мамонтов из Якутии

Мамонты вымерли, но торговля бивнями идет вовсю. «Собеседник» разбирался, как устроен нелегальный бизнес

Фото: Global Look Press

Мамонты вымерли, но торговля бивнями идет вовсю. Томский ученый опубликовал петицию с требованием запретить добычу палеонтологических остатков в Якутии.

В погоне за бивнями мамонта добытчики уничтожают и другой научный материал, наносят ущерб экологии. «Собеседник» разбирался, как устроен нелегальный «мамонтовый» бизнес.

Цифры

 

  • 120 тонн бивней мамонта каждый год вывозится из России.
  • 500 тыс. тонн составляют запасы мамонтовых бивней в регионе, по оценкам Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия).
  • По 40–55 тыс. рублей за килограмм, по словам нашего источника, его компания экспортировала бивни в Китай, делая 150% наценку от суммы закупки.
  • 110–170 долларов за грамм стоит рог шерстистого носорога, который иногда находят рядом с останками мамонта.
  • 3 млн рублей может стоить целый рог.

В естественном холодильнике

В Якутии, по оценкам ученых, находится 70% всех вымерших мамонтов на планете. Они сохранились в естественном холодильнике – вечной мерзлоте, которая представляет собой слой грунта с отрицательными температурами. До сих пор в Якутии находят не только кости древних животных, но даже их мягкие ткани. В прошлом году ученые Северо-Восточного федерального университета нашли тушу жеребенка ледникового периода, который погиб больше 40 тысяч лет назад, в его сердце была незамерзшая кровь.

Однако вечная мерзлота – кладезь не только для ученых, но и для охотников за бивнями мамонта и рогами шерстистого носорога. Эти палеонтологические остатки – особо ценный товар на международном рынке, замена кости слонов, добыча которой запрещена с 2002 года ООН.

В своей петиции ученый из Томска Сергей Лещинский рассказывает об угрозе исчезновения уникального якутского урочища Юннюген. В нем лежат сотни тысяч палеонтологических остатков эпохи глобального оледенения: зубы, кости, рога, иногда даже целые скелеты древних вымерших животных, в том числе шерстистых носорогов и мамонтов. Они законсервированы в вечной мерзлоте и могли бы пролежать еще сотни лет, если бы не охотники за «белым золотом», которые размывают землю брандспойтами. Те забирают рога носорога (в Китае из них делают снадобье от рака и продают за бешеные деньги) и бивни мамонта, а все остальное остается лежать и разлагаться на поверхности под воздействием воздуха, воды и солнца.

Попадают под обвалы, тонут на лодках

Лещинский требует запретить «варварский способ промышленной добычи палеонтологических остатков». Сегодня сбор бивней мамонта регулируется региональным законодательством, штраф за его нарушения смешной – три тысячи рублей.

– Добыча бивней с помощью техники запрещена, – говорит руководитель отдела изучения мамонтовой фауны Академии наук Якутии Альберт Протопопов. – Разрешен сбор мамонтовых бивней с поверхности земли, но и на это надо иметь лицензию. Лицензии выдает Министерство промышленности и геологии совместно с Росприроднадзором. В год около 500 лицензий. Бивни собирают в основном жители северных арктических районов Якутии. Безработица там страшная: сельского хозяйства нет, рыболовства тоже, пушнину не принимают.

При этом все товары в магазинах, включая топливо и продукты питания, из-за проблем с транспортировкой стоят дорого. Местным не остается ничего другого, как идти «охотиться на мамонта», но не на живого, а мертвого. Много на поверхности не найдешь, пассивным сбором особо не заработаешь, и добытчики размывают вечную мерзлоту.

По словам ученого, добыча ведется вдоль берега моря Лаптевых, а также по берегам многочисленных рек, реже на арктических островах – это далеко и опасно. В общем, везде, где есть едома – грунт с ледяными жилами. Бивень, который так добывается, качественный, хорошо сохранившийся, первого сорта – в отличие от того гнилья, которое находят на поверхности.

При размыве мерзлоты загрязняются реки и случаются обвалы.

– Урон экологии все равно меньше, чем при добыче золота, – отмечает Протопопов.

Летом в арктические районы Якутии устремляются десятки бригад добытчиков. По словам ученого, для этого им нужно иметь снаряжение: мотопомпу, шланги, гусеничную технику, спутниковый телефон, топливо, запас еды... Полный комплект стоит от 500 тысяч до миллиона рублей. Одни берут под это кредиты, другие находят спонсоров. Если обнаружишь хорошо сохранившийся бивень, а лучше пару бивней одного мамонта, отобьешь вложения и останешься в плюсе.

– Но часто ведь и не находят, а бывает, что попадают под обвалы, тонут на лодках, – говорит Протопопов.

350 долларов за 1 кг

Добытчики не хотят светиться. Даже если у «охотника» есть лицензия на сбор, то скорее всего он бивень не собирает, а добывает нелегально. Но добыть «белое золото» мало, его нужно реализовать. Как правило, через перекупщиков. В интернете много объявлений: «Куплю бивень мамонта. Дорого», в основном от пользователей из Москвы. Они тоже почти все работают нелегально и не заинтересованы раскрывать информацию.

– Цены на бивень сильно упали. Несколько лет назад килограмм первого сорта стоил 600 долларов, сейчас 250–350 долларов, – рассказал перекупщик Артем и отключился на вопросе о том, что он делает с купленными бивнями дальше.

Перекупы, как их еще называют, часто продают мамонтовый бивень другим перекупам, и, прежде чем дойти до конечного покупателя, товар побывает не в одних руках.

Бивень в больших объемах покупает Китай. Там из него делают сувениры, статуэтки богов, украшения – предметы роскоши. Это традиция. Китайцы и сами занимаются скупкой бивня. Господин Guoqing Zhang из Тяньцзиня через своего переводчика рассказал нам, что уже год ищет партнера в России, чтобы войти в этот бизнес.

«Вот вы повезете товар контрабандой? Нет! Найти такого человека трудно, – написал нам его переводчик. – А он хочет контрабандой, чтобы навариться».

Контрабанда бивня – это обычный способ его доставки в Поднебесную. В СМИ время от времени проходят новости о задержании контрабандистов. В 2010 году трое россиян попытались перевезти в Выборге через границу 2,8 тонны бивня на миллион долларов. Они получили 8 лет условно, товар конфисковали. Но сколько тонн «белого золота» каждый год утекает из России нелегально, не может сказать никто.

Можно заработать до 1 млн рублей за сезон

– Наша компания несколько лет подряд также занималась экспортом бивня мамонта в Китай, – рассказал совладелец косторезной фирмы в Петербурге Алик. – Для производства нам самим нужно всего 350–400 килограммов материала. Но сейчас мы не занимаемся торговлей: рынок перенасыщен, в России скопилось много нереализованного бивня. Мой партнер считает, что эта ситуация на рынке будет длиться 5 лет. В этом году вывозить бивень легально не дают, ни у кого не было ни одной поставки, а нелегально нам невыгодно – идут очень большие потери в случае конфиската.

По словам Алика, товар многие вывозят через Дальний Восток, Белоруссию, Казахстан и Латвию. Товар может выбеливаться в перекиси водорода, так он становится похожим на слоновую кость: «Обычные китайцы вообще не знают, что такое мамонт». Даже когда экспортеры перевозят бивень по специальной лицензии, они все равно «нагревают» государство: пишут «3-й сорт» или «4-й сорт» вместо первого, чтобы налог был меньше.

– Могут вывезти контейнер первого сорта весом 15 тонн и оформить его как бивень по 25 долларов за килограмм, как щепу, которая идет на мелкие поделки, – говорит совладелец косторезной мастерской.

Алик смеется, когда я спрашиваю, могут ли простые добытчики обогатиться на бивнях:

– Это сказки, чтобы вовлечь людей. Хорошо зарабатывают перекупщики, а добытчики могут получить от 300 тысяч до миллиона рублей за сезон. Если повезет. Этих денег им на Крайнем Севере едва хватит, чтобы прожить до следующего сезона.

По его словам, косторезные и другие компании нередко финансируют экспедиции, а добытчики продают им товар без наценки или вообще сидят на зарплате, а найденное отдают «хозяевам». У работяг, месящих сапогами арктическую грязь и съедаемых арктическим гнусом, нет шанса на сверхприбыль.

Бивень первого сорта, сохранившийся в вечной мерзлоте почти без изъянов, составляет всего 10% от общих объемов. Но жители Якутии все равно каждое лето едут искать мамонтов и жить в экстремальных условиях. Не мифических миллионов ради, а от безнадеги.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №45-2019 под заголовком «Бизнес на костях».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика