Почему россияне не хотят сортировать мусор
Эксперты рассказали, как мотивировать граждан России к современному обращению с ТКО
Эксперты рассказали, как мотивировать граждан России к современному обращению с ТКО
Проект Domofond.ru провел исследование, результаты которого показывают неприятие мировых ценностей жителями России в вопросе обращения с бытовыми отходами. Исследователей интересовало отношение к переходу домохозяйств на раздельный сбор мусора. Опрос показал, что среди россиян эта идея, увы, непопулярна. Комментируя такие результаты, эксперты объяснили причины проблем с сортировкой мусора в нашей стране и назвали способы их решения.
В опросе о готовности к сортировке и раздельному сбору отходов (РСО) участвовали около 90 тысяч человек изо всех 16 российских городов-миллионников. Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Готовы ли вы разделять домашний мусор и выбрасывать по отдельности пластик, бумагу, стекло, органический мусор и т.д.?».
Выяснилось, что 65,5% опрошенных не хотят сортировать отходы ни при каких условиях, еще 6,2% не готовы заниматься сортировкой самостоятельно, но согласны доплатить, чтобы эту работу за них выполняли специальные службы. Положительно, то есть «да, у меня рядом с домом есть специальный контейнер», ответили 8,4%, еще 15,2% согласны разделять домашний мусор при условии, что у них во дворе такие контейнеры появятся. Затруднились с ответом 4,7%.
Наибольшую приверженность передовому международному опыту в обращении с отходами продемонстрировали жители Казани (положительно настроены 39,1%), Воронежа (35,6%) и Екатеринбурга (32,9%). Меньше всего сторонников идеи сортировки мусора оказалось в Волгограде (14,8%), Омске (15,8%) и Нижнем Новгороде (18,9 %). Москва в рейтинге заняла четвертое место с 29,4% сторонников РСО. Санкт-Петербург — и вовсе 13-е с 20,2% ответивших положительно.
В целом же от 56% до 81,3% (в зависимости от города) категорически несогласных сортировать собственные отходы — это довольно грустная картина. Но эксперты считают, что отношение скептически настроенных граждан все-таки будет меняться в позитивную сторону, и предлагают пути для выстраивания грамотного подхода к обращению с мусором.
Председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов отмечает, что на ситуацию с отношением россиян к сортировке отходов надо смотреть шире, в привязке к инфраструктуре.
«Вопрос даже не в мотивации, а в работоспособной системе. То есть люди хотят видеть, что вся система работает, и есть наглядные результаты. Например, чтобы не было так, что весь отсортированный мусор увезли вместе с обычным», — говорит эксперт.
Опасения же, что после опорожнения контейнеров будет происходить не дальнейшая «чистовая» сортировка и переработка мусора, а олдскульная отправка его на свалку, на данном этапе вполне оправданны.
«У нас в стране уже достаточно много сортировочных заводов, которые уже построены, но они либо не работают, либо загружены на 30-40%, потому что региональным операторам до сих пор удобней все вывозить на полигон. То есть жители, понимая, что если они разделят на четыре пакетика мусор, то с большой долей вероятности это все попадет в лучшем случае на сортировочный завод, в худшем случае — будет захораниваться на полигоне. К сожалению, вероятность того, что их мусор в разных пакетах попадет на полигон — пока еще очень большая. Только 18 субъектов федерации из 85 включили в территориальную схему предприятия и сортировки по раздельному сбору мусора», — объясняет председатель правления, исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Андрей Нагибин.
Однако сама тема цивилизованного обращения с отходами россиянам небезразлична, они ею интересуются. «Постоянно растет поток обращений в нашу организацию, связанных с вопросами раздельного сбора отходов — мы видим постоянно растущий общественный интерес к этой теме», — говорит председатель правления Движения ЭКА Татьяна Честина.
По ее словам, для повышения вовлеченности людей в раздельный сбор отходов важны следующие факторы. «Нужно обеспечить жителям удобную и доступную возможность раздельно сдавать отходы в переработку. Для этого контейнеры для вторсырья должны находиться рядом с домом или в пешей доступности. Необходимо доносить до людей информацию о важности раздельного сбора отходов и активно вовлекать их в практику РСО. Делать это стоит по всем доступным каналам (СМИ, социальная реклама, просвещение школьников и студентов и т.д.). Для повышения доверия со стороны жителей важно обеспечить их прозрачной информацией о том, на какие предприятия по переработке идет собранное вторсырье, что из него производится. Если собранное вторсырье проходит досортировку (например, при организации РСО в 2 контейнера — все вторсырье и смешанные отходы), нужно информировать об этом людей. Один из способов повысить мотивацию жителей качественно сортировать отходы и вовлекать своих соседей — это пониженный тариф на коммунальные услуги для тех домов, где успешно действует раздельный сбор отходов», — считает эксперт.
В любом случае построение новой системы обращения с отходами — это прежде всего экономически эффективная модель, отмечает Рашид Исмаилов. «Главное звено во всей цепочке — переработчики вторички. Весь цикл должен быть завершаться спросом на сырье из переработанного пластика, бумаги, стекла. Пока рынок не сформирован, государство должно стимулировать предпринимателей вкладывать в сортировку и переработку. А россияне поменяют отношение к сортировке своих отходов дома, как только будут уверены, что они не отправляются на полигон. Это задача властей и бизнеса — сделать отрасль эффективной и прозрачной. Сейчас в рамках Нацпроекта «Экология» эти задачи решаются», — говорит он.
Андрей Нагибин подчеркивает, что исходя из технологий, уже внедренных на сортировочных заводах, туда достаточно отправлять мусор, разделенный всего на два типа.
«Я считаю, что изначально были сделаны ошибки, когда людям начали объяснять, что необходимо иметь, условно, четыре, пять пакетов, куда собираются по отдельности стекло, пластик, бумага, пищевые отходы и т.д. То есть людей напугали тем, что они должны заниматься такой сортировкой на своей, возможно, маленькой кухне. Мы просто возвращаемся на 20 лет назад, когда в Европе и других регионах мира начинали с такого раздельного сбора мусора по одной простой причине — тогда не было нынешних технологий. Сегодня, когда мусор попадает на сортировочные площадки, грохот-машина разбивает его на определенные фракции — крупные, средние, мелкие — и там уже эти отходы сортируются по видам — бумага к бумаге и т.д. Я считаю, что мусор потребителю достаточно делить на сухой и мокрый (чистый, грязный). И его не надо вывозить даже разными машинами, просто складывать в два разных бака, вероятность разрыва пакетов даже при сжатии не такая большая. Понятно, что для отходов первого-второго класса опасности — батареек, медицинских и особо опасных отходов — нужна отдельная утилизация. Но все остальное можно переработать с большим эффектом. Кроме того, вывозящая компания сэкономит на перевозке», — рассуждает исполнительный директор «Зеленого патруля».
По мнению Нагибина, раздельному сбору мусора нужно обучать с малых лет, а со взрослыми «надо работать рублем»: «В Европе для сортировке используются пакеты разных цветов. В белые, или другого цвета, которые раздаются бесплатно, мусор складывается раздельно. А есть черный мешок, который ты покупаешь. Если тебе лень этим заниматься, то в него ты можешь бросать весь смешанный, за тебя отсортируют».
Подобная практика, по мнению эксперта, появится и в России. «Понятно, что все это нужно отстраивать. Необходимы и видеокамеры, и общественный контроль, чтобы в белые мешки не выбрасывали смешанные отходы. В любом случае, мусорная реформа в России пошла, и ее уже не остановить. Надо просто довести ее до конца, и сделать так, чтобы региональному оператору было выгодно отсортированный мусор продавать на вторичную переработку», — резюмирует Нагибин.