Экс-росгвардеец Виктор Хоржиров: Власть должна повернуться к народу

Видео, в котором Виктор Хоржиров обратился к коллегам по Росгвардии, сделало его известным всей стране – и безработным

Росгвардеец, призывавший коллег не выполнять «преступных приказов» по разгону мирных жителей, уволен из органов.

Всего один видеоролик, в котором Виктор Хоржиров обратился к коллегам по службе, сделал его сначала знаменитым на всю Россию, а потом – и безработным.

Чужой среди своих

49-летний мужчина в форме, слегка волнуясь, записывает видеообращение на фоне вывески Росгвардии. Слова простые и правильные, но в сегодняшних реалиях прозвучали как откровение. 

«Власть должна повернуться к народу. Уважаемые коллеги из Росгвардии, прошу вас не выполнять заведомо преступные приказы, вы же чьи-то дети, братья, сестры, мужья, пожалуйста, не превышайте своих полномочий. Можете не выполнять заведомо преступные приказы. Считаю, что в нашей республике, в нашем городе можно все разрешить мирным путем, путем переговоров», – наговаривал Виктор Хоржиров текст в своем видеообращении.

– На следующий день я проснулся знаменитым, – иронизирует Виктор.

«Сильный мужик», «Очень здраво», «Молодец, жаль только, его неприятности ждут на службе», – оставляли пользователи комментарии под обращением росгвардейца. 

«Собеседник» разыскал Виктора Хоржирова. На службе от сотрудника, пошедшего против системы, конечно, сразу стали открещиваться. 

– В мае этого года я устроился во ФГУП «Охрана» Росгвардии. Подразделение, конечно, не боевое, но входит в структуру Росгвардии. Служат у нас в основном ветераны правоохранительных органов. У нас и форма, и жетон – все, как полагается, – объясняет сам Виктор.

С чего все началось

Митинг в Улан-Удэ в середине сентября возник стихийно, на следующий день после выборов 8 сентября. На встречу новоизбранного мэра от «Единой России» Игоря Шутенкова с журналистами прорвался видеоблогер, таксист Дмитрий Баиров и обвинил власти и журналистов в бездействии по поводу ареста водителя шамана Александра Габышева, идущего в Москву «изгонять Путина». 

Когда таксиста попытались задержать, он забаррикадировался в своей машине и стал вести прямой эфир, призывая горожан его защитить. 

К месту происшествия стянулись коммунисты и обычные граждане. Начался стихийный митинг, который простоял на площади Советов Улан-Удэ почти трое суток и был достаточно жестко разогнан. Лидеры получили штрафы и административные аресты.

Как так получилось, что он оказался по другую сторону баррикад, росгвардеец объясняет просто. 

– В нашем довольно тихом городе Улан-Удэ произошли события, после которых я не мог промолчать. На площади Советов был сход. Собрались мирные люди, без оружия, без плакатов и лозунгов. Люди просто хотели выразить свое отношение к выборной кампании в нашем городе, в результате которой победил единоросс, а также к аресту сторонников якутского шамана Александра Габышева, который шел в Москву через наш регион. Люди на площади не представляли никакой общественной опасности, чтобы применять к ним силу, как потом произошло. Их били дубинками, использовали слезоточивый газ, разбивали стекла в личных автомобилях топориками. И весь этот беспредел творили под маской закона. Я знал, что это были росгвардейцы, хотя они были без опознавательных знаков, в масках, как бандиты. Я должен был сделать хоть что-то, чтобы попытаться вразумить людей в погонах. И обратился к ним через ютуб, – рассказывает Виктор Хоржиров.

 

Сам из народа 

Виктор говорит, что, несмотря на погоны, себя ассоциирует скорее с возмущенными гражданами, чем с теми, кто по приказу начальства их пытается усмирить. 

В конце 80-х будущий росгвардеец закончил командное училище погранвойск, служил какое-то время на границе, потом работал в органах, пока добровольно не уволился, не смирившись с тем, во что в 90-е и нулевые превращались силовые структуры.

– Дальше меня помотало – работал торговым представителем, риелтором, создавал свое ИП, но с ростом налогов и пенсионных отчислений так и не смог выйти в прибыль. У нас в Бурятии с работой вообще сложно – ее либо нет, либо зарплаты мизерные. Поэтому, когда меня спрашивают, почему пошел в Росгвардию, отвечаю честно, без патриотического тумана: надеялся на гарантированный заработок. Силовикам у нас платят вовремя, хоть и немного – 20 тысяч рублей мой оклад, – говорит Виктор.

В общем, Хоржиров на своем опыте знает, каково у нас выживать простому человеку без связей и коррупции. Поэтому даже решил баллотироваться на последних выборах в горсовет. 

– Чего мы там только не увидели – подвозы на голосование шли вообще в открытую! – возмущается бывший кандидат в депутаты. – Раньше маргинальных граждан, конечно, тоже доставляли, но хоть прятались, останавливались за углом. Сейчас прямо к входу подвозят, проводят, показывают, за кого голосовать. Наблюдатели всё фиксировали – а толку? Все случаи остались без реакции. Вот люди и возмутились. Кого ни спросишь – сторонников «Единой России» днем с огнем не найдешь, а выборы они выигрывают! 

Выборы Хоржиров, конечно, при таком раскладе проиграл. Но осадок остался. 

«Золотов звонил»

Инициатива росгвардейца, естественно, не осталась незамеченной. Рядового сотрудника стали чуть ли не каждый день таскать в главк. 

– Что мне только там не говорили: я потерял лицо, подвел своих товарищей, что никто не хочет со мной разговаривать, «тебе лучше уволиться». Хотя на самом деле большинство коллег меня как раз поддержали, но не открыто – ссориться с начальством и работу терять не каждый согласится. Хотя знаю несколько примеров, когда сотрудники отказывались ехать на площадь и им тоже потом пришлось уволиться. Одному моему коллеге припомнили и то, что фотографировался в форме с шаманом Габышевым, и что дал потом интервью, и даже на митинг ходил. Конечно, ему тоже пришлось уйти, – продолжает Хоржиров.

Виктор уже не помнит, сколько за все это время ему пришлось написать объяснительных и выслушать упреков и обвинений – во вранье, в предательстве.

– Надоело, и сам уволился, – объясняет уже бывший росгвардеец. – И так не дали бы работать, обещали уволить по статье, так как я записывал видеообращение на службе в рабочее время, что у нас запрещено.

Последней каплей стало то, что политизированный росгвардеец записался в число организаторов санкционированного митинга 29 сентября против полицейского произвола и политических репрессий.

– Мне сказали, что чуть ли не сам Золотов из Москвы звонил с разносом: вы там что, совсем с ума посходили, сотрудник органов организует митинг против органов?! – пересказывает Хоржиров. – По их словам, я уже перешел черту, поэтому не мог оставаться на службе. А оставшимся раздали на подпись инструкции, запрещающие любые выступления и комментарии в публичном пространстве без санкции руководства.

Сейчас Хоржиров безработный. Ищет новое место. Что со свалившейся на него славой правдоискателя непросто. Но семью кормить надо, хоть дети уже и выросли. 

– Мне звонили из Чехии, Германии, предлагали политическое убежище, – рассказывает Виктор. – Я отказался. Сказал: не надо. Ну куда я поеду? Надо на родине бороться, порядок наводить.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №39-2019 под заголовком «"Власть должна повернуться к народу"».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика