Новости дня

21 сентября, суббота












20 сентября, пятница

































Четыре истории бизнесов, меняющих мир к лучшему

13:40, 13 сентября 2019

фото: Lannis Waters / ZUMAPRESS.com / Global Look Press
фото: Lannis Waters / ZUMAPRESS.com / Global Look Press

«Бизнес есть бизнес», «ничего личного» и прочие подобные фразы давно стали расхожими. Но из любого правила существуют исключения. В этой статье мы расскажем несколько историй бизнесов, которые никогда не задумывались как благотворительные акции, но тем не менее изменили мир к лучшему, помогая людям — и оставаясь успешными, и поведаем, как родились необычные идеи, сочетающие в себе стремление приносить пользу и приносить прибыль.

Так далеко, так близко

Основатель сервиса Zoom для удаленной видеосвязи Эрик Юань, ставший в 2018 году в опросе Business Insider руководителем компании с лучшей репутацией, родился в Китае. В середине 90-х он перебрался из Китая в США, где тогда набирало скорость развитие интернет-технологий. Переезд удался только с девятой попытки — восемь раз будущей акуле IT-капитализма отказывали в визе.

В ситуации, когда перспективы покорения мира выглядят туманно, волей-неволей учишься ценить связи с близкими. Юань в интервью изданию Thrive Global вспоминал, что идея видеосервиса, позволяющего людям «встречаться, не перемещаясь в пространстве», пришла к нему почти как грёза — в вагоне поезда, который уносил его из университетского кампуса на свидание к любимой девушке. Ехать предстояло десять часов, и по признанию Юаня, он «ненавидел эти поездки» и проводил эти часы в раздумьях о том, как дать людям возможность общаться на расстоянии — и таким образом изменить мир к лучшему.

Юань много лет работал в Кремниевой долине и мог воочию наблюдать, как лопнул «пузырь доткомов» и десятки фирм, которые предлагали достаточно банальные идеи и привлекали инвесторов лишь тем, что хоть как-то были связаны с интернетом, канули в Лету. Сегодня, в эпоху соцсетей и онлайн-мессенджеров, идея о видеосвязи, пусть и на основе облачных технологий, тоже не выглядит идеей на миллион. Но Zoom Video существует и развивается, а в этом году компания стала публичной — и была оценена в 18 миллионов долларов.

Обозреватели профильных изданий о технологиях пишут о нем как об универсальной платформе, способной заменить и телефон, и электронную почту. А издания «общего интереса» между тем отмечают, что присоединиться к общению в приложении можно и не устанавливая его — и советуют начинающим бизнесменам присмотреться к Zoom Video, который «помогает молодым предприятиям достичь уровня общения, обычно предназначенного для крупных, устоявшихся компаний».

Совесть — лучший контролёр

Как мы уже вспоминали, «бизнес есть бизнес», и если кому-то и доверяешь (уже сомнительный выбор), то проверяй. Наверное, сотрудник отдела статистики в одной из компаний Вашингтона Пол Фельдман не знал об этом потому, что работал с государством. Более того — фирма, в которой он проработал чуть до пенсии, производила расчеты для военно-морского флота США.

И вот однажды Фельдман решил открыть свой бизнес. Видимо, он забыл, что за его спиной больше нет огромного, как авианосец, государства, и решил построить его на доверии. Каждое утро он развозил по десяткам вашингтонских офисов горячие и мягкие бублики. Их — а еще табличку с рекомендованной ценой и коробку для сбора денег — он оставлял в столовой, а вечером возвращался за выручкой.

Несмотря на то, что весь день в промежутке он не стерег свои бублики — и, в общем, кто угодно мог стащить не только товар, но и коробку с деньгами, — Фельдман не прогорел. Если коэффициент возврата из какого-то офиса падал ниже 80%, он оставлял там записку — примерно такую: «К сожалению, количество бубликов, которые исчезают в вашем офисе без оплаты, возросло. Так не должно больше продолжаться. Я не могу представить, что вы учите жульничать своих детей, так почему же вы делаете это сами?»

Как ни странно, этих увещеваний хватало. Как и того, что в качестве «касс» Фельдман после ряда проб и ошибок стал использовать закрытые фанерные ящики. Они оказались эффективнее, чем открытые коробки или банки из-под кофе с прорезью в крышке: утащить целый ящик, который придется разломать, чтобы добраться до денег, рисковали немногие.

По привычке со старой работы Фельдман подсчитывал всё — даже то, как влияют на «совестливость» покупателей погода на улице, близость дня выплаты зарплаты, дня подачи налоговых деклараций или праздников. Когда подвернулся печальный повод — теракты 11 сентября, — появилась возможность исследовать и то, как влияют на готовность бесплатно стащить бублик в офисной столовой патриотизм и чувства национального достоинства и сплоченности, выросшие в Америке после атаки террористов.

«Иногда один простой вопрос может помочь пролить свет на самые сложные проблемы, — пишут Стивен Левитт и Стивен Дабнер в своей известной теперь на весь мир книге «Фрикономика» — и признают: «Бубличный бизнес Пола Фельдмана открыл новую страницу» в исследовании одного из важнейших вопросов криминологии: все люди от природы бесчестны и готовы пойти на преступление при тех или иных обстоятельствах?

На своей шкуре

Мария Бондарь из Санкт-Петербурга создала свою туристическую компанию специально для ниши, в которой, как она хорошо знала по собственному опыту, нехватка предложения. Но этот расчет не отменяет ориентации ее бизнеса на то, чтобы сделать мир лучше: туристическая компания «Либерти» (в переводе с английского — «свобода») помогает путешествовать людям с ограниченными возможностями передвижения.

Мария говорит, что опыт — ее и совладелицы проекта Наташи Гаспарян — помогал в общении с клиентами. И Мария, и Наталья в детстве перенесли травму спины. «Нам просто хотелось делать хорошо то, что в тот момент в городе делалось очень плохо», — объясняла Мария в интервью Cosmopolitan Russia.

Российские города действительно до сих пор представляют для людей с ограниченными возможностями полосу препятствий. Что уж говорить о том, чтобы не просто добраться из точки А в точку Б, а сделать это с комфортом, позволяющим наслаждаться видами и атмосферой туристических мест. По словам Марии, компаньоны начали «разведку местности» с того, что возили друг друга по городу в инвалидной коляске.

Такое постепенно развитие на основе собственного опыта привело к тому, что сейчас наработками «Либерти» пользуются в том числе и иностранные компании и организации: «К нам приезжают путешественники на колясках из разных стран мира. Мы консультируем вузы по вопросам инва-туризма и социального предпринимательства, а главным своим богатством считаем опыт и знания», — говорит Мария. Она признается, что «инвалидный туризм — это очень непростые деньги», 
и объясняет, что ее бизнес выживает благодаря использованию особой схемы, которая четко разделяет коммерческое и социальное направления: «Когда видим наших подопечных, которые на огромном эмоциональном подъеме возвращаются
 из поездки — вырвавшись наконец из четырех стен и почувствовав свободу, — понимаем, что никогда не сможем бросить то, чем мы занимаемся».

Добро на вкус

Основатель бренда BE-KIND Даниэль Любецки работал в фирме, которая консультировала предпринимателей по всему миру. Проект PeaceWorks ставил своей целью связывать в более эффективные производственные цепочки бизнесы из соседних стран. Предприниматели несли непомерные расходы, заказывая тару или ингредиенты за тридевять земель, хотя могли найти их буквально в соседних странах. PeaceWorks помогала выстраивать цепочки поставок так, чтобы партнеры были ближе к месту продаж, и снижать издержки.

По роду работы Любецки много путешествовал — и, должно быть, общение с производителями израильских помидоров или эквадорских бананов навевало ему нешуточный аппетит. «Я объездил весь мир, и вся еда казалась отвратительной, — рассказывал Даниэль в интервью Forbes. — Я не мог найти ничего полезного, удобного, вкусного и здорового. Я просто хотел сделать что-то, что захотел бы есть сам».

В конце девяностых, будучи в поездке в Австралии, Любецки наконец нашел что-то, чем остался доволен — протеиновый батончик с цельными орехами и фруктами. Через несколько лет он решил развить эту идею — полезный и удобный перекус, который хочется съесть самому — и запустил в Америке производство батончиков BE-KIND, сочетающих в себе пользу натуральных ингредиентов и философию добрых поступков, которые не требуют больших усилий или серьезных финансовых вложений, но делают мир лучше. Кстати, совсем недавно эти батончики пришли и на российский рынок.

А Любецки продолжил менять мир к лучшему, основав KIND Foundation — некоммерческую благотворительную организацию, миссия которой состоит в том, чтобы делать добрые дела для себя и окружающего мира, улучшая образ жизни, питания, образования и отношений людей друг с другом.

Так, одно из достижений KIND Foundation — это Empatico, бесплатный инструмент для онлайн-обучения, призванный расширить взгляды детей на мир посредством взаимодействия со сверстниками. По планам, к концу 2020 года Empatico охватит более миллиона студентов по всему миру.

Олег Ступин

Поделитесь статьей:


Колумнисты






^